Реформа системы образования и зарплаты учителей по новым «майским указам» Путина

Президент России Владимир Путин подписал новый «майский указ», определяющий национальные цели развития страны на период до 2024 года, сообщает пресс-служба Кремля. Прошлые «майские указы» были подписаны главой государства в мае 2012 года.

Документ называется «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В частности, глава государства поручил правительству обеспечить достижение следующих национальных целей В ОБРАЗОВАНИИ:

5. Правительству при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

а)достижение следующих целей и целевых показателей:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

б)решение следующих задач:

  • внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
  • создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
  • создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
  • внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций;
  • модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
  • формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
  • формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
  • создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
  • увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

Современный учитель работает больше, чем на ставку, загружен внеклассной работой и подрабатывает репетиторством. Такой вывод сделали ученые Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, которые несколько лет подряд проводят мониторинг эффективности школ.

74 процента опрошенных педагогов считают, что работать стало труднее. Среди них большинство — старше 36 лет. В чем сложность? Стало больше бумаг, отчетов и организационной работы, надо готовить учеников к ЕГЭ, ГИА, обострились отношения между учителями и родителями. А вот информационная начинка современного образования — электронные журналы, дневники, презентации, интерактивные доски, онлайн-доклады никаких особых сложностей не вызывают.

Чуть больше половины педагогов считают, что требования к ним повысились. Но практически все признали: это связано с тем, что в современном обществе растет необходимость качественного обучения. Лишь 15 процентов сказали, что завышенные требования к ним предъявляются по прихоти директоров школ.

83 процента учителей рассказали, что стали более серьезно готовиться к занятиям. К сожалению, среди этих педагогов гораздо больше тех, что работают в городских школах. 74 процента педагогов отметили увеличение внеклассной работы. При этом среди сельских учителей оказалось больше тех, кто пожаловался на загруженность внеурочкой. Заметно выросла и учебная нагрузка. 14 процентов педагогов работают на два ставки, 46 процентов — на полторы. Особенно загружены учителя городских школ. Тем не менее каждый второй педагог подрабатывает репетиторством или ведет кружки и секции для детей.

Повышение зарплат, которое было гарантировано майскими указами, заметили подавляющее большинство преподавателей. Тем не менее 30 процентов сказали, что стали зарабатывать меньше. Особенно тревожная ситуация в Алтайском крае. Но есть регионы, где зарплаты значительно подросли. Например, Челябинская область. Сказались и меры поддержки молодых учителей, которые были предприняты в последние годы, чтобы омолодить педкадры. В итоге среди тех, кто ощутил рост своих доходов, гораздо больше молодежи, чем учителей за 50 и 60 лет.

Процент педагогов, которые получают стимулирующую прибавку к окладу, вырос, но сам размер прибавки, судя по опросам, уменьшился. Лишь половина преподавателей считают систему распределения надбавок справедливой. Правда, говорить открыто об этом многие педагоги не захотели даже в анонимном исследовании.

Как известно, все учителя обязаны проходить аттестацию. От этого зависит их квалификация и зарплата. 8 процентов уверены, что аттестация необъективна. Что интересно, тут мнение городских и сельских педагогов совпало. Люди старшего поколения чаще говорили, что показатели аттестации слишком формальны. Как ни странно, каждый третий уверен, что аттестация вообще никак не сказывается на профессиональной деятельности — ни авторитета, ни оклада не прибавляет. В городе таких пессимистов больше, чем в селе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *