Кто виноват в дефиците бензина и дизтоплива из-за чего растут цены

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) попросила российских нефтяников увеличить производство и поставки бензина и дизельного топлива на российский рынок, говорится в сообщении ведомства.

«ФАС России считает необходимым компаниям принять меры по увеличению производства и поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на внутренней рынок», — отмечается в сообщении.

ФАС также выдала предупреждение «Роснефти» в связи со снижением объемов продаж нефтепродуктов и предписала компании к 8 июня устранить нарушения, обеспечив производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок в объеме, предусмотренном обязательствами по четырехстороннему соглашению.

«Основная доля снижения объемов реализации нефтепродуктов приходится на «Роснефть». Кроме того, по ряду договоров, заключенных на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям. Также в ФАС России поступают жалобы на действия компании, связанные с ограничением (снижением) объемов отгрузки нефтепродуктов мелким оптом. В связи с этим «Роснефти» выдано предупреждение о прекращении в срок до 08.06.2018 действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства», — отмечается в релизе.

В «Роснефти» не нашли своей вины в росте цен на бензин

Вице-президент и пресс-секретарь компании «Роснефть» Михаил Леонтьев заявил, что к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке Российской федерации привел налоговый маневр. Леонтьев также добавил, что Федеральная антимонопольная служба зря указывает на «Роснефть». По его словам, корпорация выполняет свои обязательства. Он заявил, что лучше бы ведомство вместо этого занялось срочными мерами по регулированию рынка нефтепродуктов.

Напомним, что ранее ФАС на своем сайте разместила пресс-релиз с вынесением предупреждения «Роснефти» за создание дефицита на рынке нефтепродуктов. Затем, правда, пресс-релиз был удален с сайта под предлогом «технической ошибки».

Средняя цена литра бензина в России в апреле по сравнению с мартом выросла на 13% и составила 40,31 руб. В результате, как отмечает ЦБ, в мае россияне в ответах на вопрос о товарах и услугах, которые наиболее существенно дорожали в последний месяц, значительно чаще стали называть бензин. Доля респондентов, назвавших бензин товаром, цены на который выросли больше всего, выросла с 21% в апреле до 31% в мае.

Весна 2018 года запомнится россиянам беспрецедентным ростом цен на бензин. Лишь за последнюю неделю литр топлива в разных концах страны подорожал на рубль. На сайте, где собираются вопросы к прямой линии с президентом Владимиром Путиным, вопрос о скачке цен на бензин попал в топ самых актуальных и часто задаваемых. По пессимистичным прогнозам аналитиков, стоимость литра бензина летом может подняться до 50 рублей. Znak.com собрал мнения экспертов о том, что происходит, почему это произошло, что будет дальше и как можно избежать катастрофы.

Первый за 10 лет скачок

За месяц средняя розничная цена популярного АИ-95 в России увеличилась на 1,5 рубля — с 41,57 рубля в апреле до 43 рублей в мае. Согласно статистике, собранной «Яндексом» по данным сервиса Petrolplus.ru, это самый резкий рост расценок с 2011 года. В течение последних 10 лет цены на бензин росли примерно на 20–30 копеек в месяц и стоимость топлива плавно увеличивалась на 2–2,5 рубля в год. В последние 10 дней месячный прирост цены происходит за день.

Резкий рост цен виден на графике за последний годРезкий рост цен виден на графике за последний год

23 мая ситуацию прокомментировали в Федеральной антимонопольной службе. «За последние годы можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах был близок уровню инфляции. Ситуация 2018 года более сложная. Цены опережают темпы инфляции», — заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. В ФАС объяснили происходящее ростом налогов, ростом мировых цен, внеплановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов, а также недостаточностью предложения нефтяными компаниями моторного топлива на биржевых торгах.

Последний раз подобный скачок цен был в 2011 году, а до этого - в 2009 годуПоследний раз подобный скачок цен был в 2011 году, а до этого — в 2009 году

В качестве меры 28 мая ФАС выдала предупреждение «Роснефти» из-за снижения объемов продаж нефтепродуктов. По версии антимонопольщиков, это могло стать причиной роста цен на бензин АИ-92, АИ-95 и на дизельное топливо. Кроме того, в ФАС заявили, что в некоторых договорах, заключенных на торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов и это «привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям».

Чтобы прекратить резкий рост цен на бензин, антимонопольщики также обещали принять меры и внести предложения по правовому регулированию, включая предложения по снижению акцизов на бензин и дизель. 24 мая стало известно, что акцизы на бензин и дизельное топливо с 1 июля впервые с 2015 года будут снижены на 3000 и 2000 руб. за тонну, соответственно, из-за резкого повышения цен на топливо, писали «Ведомости».

Почему цена на бензин резко скакнула

Стоимость топлива начала увеличиваться в начале мая, после инаугурации президента Владимира Путина. Единого мнения о том, почему цена на бензин резко выросла, у экспертов нет.

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что мера по снижению акциза не сможет радикально решить ситуацию.  «За долгий период накоплена негативная тенденция, дисбаланс между спросом и предложением, диспаритет  на мелком опыте и на рознице. У нас систематически возникает ситуация, где закупочные  либо уравниваются с  реализации, либо, как сейчас, опт становится дороже розницы. Соответственно, это снижение способно лишь несколько компенсировать тот самый стремительный рост, несколько сдержать темпы данного роста», — заявил он «Коммерсанту».

По мнению гендиректора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, в последние месяцы нефтепродукты стало выгоднее экспортировать, чем продавать в России. В комментарии «Ведомостям» он также заявил, что причинами роста цен на бензин являются традиционные весенние ремонты на заводах и сезонное увеличение спроса. Однако эксперт не уточнил, почему в этом году сезонное увеличение спроса спровоцировало гораздо более резкий рост цен, чем в предыдущие годы: согласно статистике «Яндекса», в 2017 году цена на бензин с апреля по май выросла на 26 копеек, а в 2016 году на 16 копеек, но не на 1,5 рубля, как в 2018 году.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также считает, что «внутренний рынок радикально невыгоден для нефтяных компаний». «Стабилизация цен в январе — марте была связана преимущественно с неэкономическими факторами — влиянием ФАС и неготовностью компаний инициировать изменение цен в предвыборный период», — объяснил эксперт «Ведомостям» то, что ранее в 2018 году цены на бензин не только не росли, но и даже немного понижались.

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в интервью «Коммерсанту» назвал причиной резкого роста цен на бензин налоговую политику правительства. «Это последствия реализации так называемого маневра, который был введен в ТЭК с 1 января 2015 года. Еще когда обсуждали, высказывалось предположение, что если вдруг мировые цены такими темпами начнут подниматься, мы встретимся с тем, что сейчас и происходит. Плюс еще вместо снижения акцизов в течение проведения налогового маневра, наоборот, их повышали. Если бы все соответствовало параметрам, которые намечались, то акцизы сегодня на бензин должны были быть не более 4,5 тыс. рублей за тонну, а на дизеле — 2,8 тыс. Но сейчас они почти в два с половиной раза выше», — сказал эксперт.

Есть и конспирологические версии, например связанные с чемпионатом мира по футболу. Одну из них в своем телеграм-канале привел политолог Федор Крашенинников: «Все химические предприятия по факту остановлены простым предписанием. < > Бензин резко подскочил понимаете почему?! Не из-за этой ******** инаугурации и прочего, а потому что ко всем топливникам пришли, вплоть до заправок, и «спросили»: «А не можете ли вы сделать так, чтобы у нас два месяца бензовозы не ездили по городам и весям — как бы чего не вышло». На два месяца сделать запасов топлива на города-миллионники, они *******. А издержки на кого положить, ранний закуп?» (орфография и пунктуация исправлены).

Что будет дальше

По мнению гендиректора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, цены на бензин будут расти и дальше, а «темпы роста в ближайшие недели будут ускоряться». Рост продолжится как минимум до середины июня, заявил он «Коммерсанту». По итогам года цены на бензин и дизельное топливо могут существенно повлиять на инфляцию, говорил он «Ведомостям».

Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин также считает, что рост цен на бензин может ускорить инфляцию в 2018 году на несколько десятых процентного пункта. По его словам, которые приводит «Интерфакс», ситуация со стоимостью топлива сказывается на посевной, на авиакомпаниях — с точки зрения цены керосина и стоимости авиабилетов. Действия правительства, по словам министра, «направлены, чтобы компенсировать — по крайней мере, части потребителей — ту динамику, которая связана в первую очередь с повышением цен на мировом рынке».

По худшему сценарию цены на бензин в ближайшие недели вырастут до 50 рублей за литр.

Аналитики независимого агентства «Аналитика товарных рынков» на сайте Finam отмечают, что развитие событий с ценами на нефть напоминает 2011 год: высокий экспортный паритет и «замороженные» внутренние цены тогда стали причиной бензинового кризиса. По мнению неназванных экспертов, ближайшие недели покажут, удастся ли рынку в 2018 году избежать ситуации семилетней давности. Для успешного разрешения проблемы, по мнению аналитиков, необходимо ослабить контроль над розничными ценами (чего ФАС, судя по его позиции, делать не собирается). Действия ФАС, считают эксперты, «контрпродуктивны и лишь ускорят вымывание бензина с внутреннего рынка».

Цены на бензин взлетят еще на 10%

Цена бензина и дизельного топлива в России продолжит стремительный рост, несмотря на решение правительства снизить акцизы, предупреждают эксперты.По данным Московской топливной ассоциации, за неделю по 27 мая в столице бензин подорожал почти на рубль. Цена литра АИ-92 достигла 42,21 рубля, а литра АИ-95 — 45,4 рубля.

В среднем по России рост составил 76-79 копеек, до 40,76 и 43,6 рубля соответственно.

По данным Росстата, цены производителей в апреле подскочили на 13% после роста 3,6% в марте. На уровне потребителей топливо стало дороже на 22% за год, и этот процесс продолжится, говорит старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин.

При реализации одного литра АИ-92 автозаправочная станция в среднем теряет порядка 4 рублей, а НПЗ — около 6 рублей, а мер правительства будет недостаточно, подсчитал он.

Снижение акциза на 3000 рублей за тонну топлива сократит себестоимость лишь на 2,3 рубля, чего, очевидно, не хватит даже для «стабилизации розничных цен с учетом давления оптового рынка», объясняет Былкин.

Даже с учетом снижения акцизов цена бензина в ближайшие месяцы может достичь 46-48 рублей за литр АИ-92, прогнозирует генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов: только при такой стоимости АЗС смогут зарабатывать на реализации топлива.

«Сейчас мы не видим улучшения ситуации в сегменте крупного опта. Что касается розницы, то рынок стабилизируется только в июле-августе. До этого цены будут расти», — говорит он.

Процесс может продолжится и в следующем году, пессимистичен аналитик «Финама» Алексей Калачов.

Корень проблемы в политике российского Минфина, который скупает валюту на рынке и не дает рублю укрепляться вместе с ценами на нефть. Так, с июня прошлого года цена Brent подскочила на 80%, а в мае впервые с 2014 года превышала отметку 80 долларов за баррель.

Рубль же потерял около 3,5 рублей по отношению к доллару. Это приводит к тому, что продавать бензин за рубеж существенно выгоднее, чем на внутреннем рынке, объясняет Туркалов.

Если правительство не предпримет дополнительных мер, а нефть останется дорогой, бензин будет дорожать и в следующем году, считает Калачов.

Логичным шагом было бы введение гибких акцизов, говорит Былкин: ставку следует привязать к цене нефти и курсу рубля.

«В противном случае будет необходимо и дальше подстраивать вручную акциз под колебания мировых котировок на сырье и курсы валют», — объясняет он. Помочь могло бы падение нефтяных котировок при условии стабильного рубля, добавляет Туркалов: «Оптовый рынок может стабилизироваться при цене в районе $70 за баррель. Если она будет выше, то принятого правительством решения о снижении акциза станет уже недостаточно. Сейчас цена бензина в России зависит от сделки ОПЕК+, от того как рынки отреагируют на информацию о пересмотре квот».

Совет Федерации намерен отправить официальный запрос в Минэнерго в связи с резким ростом цен на бензин, заявила в среду спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.

За год в среднем по стране бензин подорожал на 22,5%, в отдельных регионах — почти на 30%, сообщила она, добавив, что это в 5-8 раз выше прогнозируемой инфляции (4%).