Правительство, Госдума и ФАС требуют, Совфед пишет письма, а БЕНЗИН КАК РОС, ТАК И РАСТЕТ

Скачок розничных цен на бензин и дизтопливо потребовал ручного вмешательства правительства в рынок. Решение о снижении акцизов с 1 июля пока не остановило подорожание горючего, и вице-премьеру Дмитрию Козаку пришлось на совещании потребовать от крупных нефтекомпаний удержать цены на текущем уровне. Параллельно ФАС начала требовать от нефтяников сократить экспорт бензина и насытить внутренний рынок. Но официальное предупреждение регулятор направил только «Роснефти».

На совещании в правительстве крупнейшие нефтекомпании подтвердили готовность выдерживать текущий уровень цен на топливо, заявил 30 мая представитель вице-премьера по ТЭКу Дмитрия Козака. До этого правительство, обеспокоенное резким подорожанием горючего, одобрило снижение с 1 июля акцизов на бензин на 3 тыс. руб. на тонну и на дизтопливо — на 2 тыс. руб. за тонну. Впрочем, это не остановило рост цен на АЗС, и новые заявления дают понять, что теперь правительство окончательно намерено контролировать цены на топливо в ручном режиме.

На фоне бурного роста цен на ГСМ, особенно в оптовом сегменте, ФАС в этом году уже неоднократно выдавала предупреждения нефтекомпаниям в связи с недостатком объемов нефтепродуктов на внутреннем рынке. 30 мая в очередной раз предупреждение ФАС получила «Роснефть», которая обязана до 8 июня нарастить производство и снизить экспорт бензина. Как поясняла глава «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина, если компания не выполняет предупреждение, то вопрос о штрафе решается только после рассмотрения антимонопольного дела, возбуждаемого в этом случае. Штраф, по ее словам, может быть и оборотным — до 15% выручки на рынке.

Кроме того ФАС запросила обоснование роста экспорта у «Газпрома» и его структур — «Газпром нефти» и «Газпром нефтехим Салавата», а также потребовала от ряда компаний исполнять обязательства по поставкам топлива на внутренний рынок. В их числе оказались «Сургутнефтегаз», «Татнефть», ТАИФ, Антипинский НПЗ и «Фортеинвест». Но в Минэнерго ситуацию с обеспечением внутреннего рынка назвали стабильной.

В большинстве нефтекомпаний не ответили на запросы «Ъ», собеседники, близкие к ним, говорят, что письма от ФАС еще не получены. В «Роснефти» (крупнейший производитель нефтепродуктов) признали сокращение поставок, объяснив их ремонтами на НПЗ. Представитель госкомпании Михаил Леонтьев заявлял ТАСС, что позицию ФАС в «Роснефти» считают неадекватной, и связывал «серьезные проблемы» в рознице с «фискальным регулированием».

В целом поставки «Роснефти» в начале года снижались, но отгрузки на внутренний рынок падали действительно сильнее. Из ее отчетности следует, что за первый квартал она снизила выпуск бензинов Евро-5 и более низких классов на 4,9%, до 3,68 млн тонн, и произвела 1,57 млн тонн нафты, на которую приходится основной экспорт бензинов «Роснефти». Но за этот период компания сократила поставки на внутренний рынок на 10,5%, до 3,4 млн тонн, переработка снизилась на 3,3%, до 24,7%. При этом, по данным Росстата, на прошлой неделе бензин подорожал на 1,9%. По данным ЦДУ ТЭК, литр бензина АИ-92 в рознице на неделе подорожал сразу на 66 коп.— до 41,03 руб., литр АИ-95 — на 71 коп., до 43,8 руб. Скачок связан с ростом оптовых цен — АИ-92 и АИ-95 подорожали на СПбМТСБ с начала года почти на 15 тыс. руб., до 55 тыс. руб. и 56 тыс. руб. за тонну, коррелируясь с динамикой мировых цен на нефть.

Окончательный переход на ручное регулирование рынка нефтепродуктов через неформальные соглашения с крупными нефтяниками и предупреждения ФАС вряд ли решит проблемы розничного рынка. Так, ранее источники «Ъ» ожидали, что понижение акцизов не приведет к снижению или хотя бы к торможению цен на АЗС, но может замедлить их рост. Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» отмечал, что после понижения акцизов при текущих мировых ценах на нефтепродукты экспортный паритет для бензина и дизтоплива на НПЗ в Центральной России будет всего на 1,5 тыс. руб. на тонну выше биржевых цен — это и есть верхняя граница потенциального подорожания топлива в крупном и мелком опте. Он полагал, что цены на АЗС могут достичь 46−47 руб. за литр бензина.

Стремительный рост почти на рубль: что происходит с бензином?

Стоимость топлива резко выросла за неделю, а в целом цена движется вверх на протяжении двух месяцев. В Москве 92-й стоит уже свыше 42 рублей, 95-й — 45,5.

Источник: Reuters

Бензин в России за неделю подорожал почти на рубль. Стремительный рост стоимости автомобильного топлива продолжается уже почти два месяца подряд.

Как сообщили в информационно-аналитическом центре «Кортес», стоимость 92-го бензина с 21 мая на российских АЗС увеличилась на 76 копеек и превысила 40,5 рубля. Литр АИ-95 подорожал на 79 копеек, до 43 рублей 60 копеек. Примерно столько же стоит и дизельное топливо.

Московские бензоколонки взвинтили цены еще больше. В столице 92-й бензин стоит уже свыше 42 рублей, 95-й — 45,5, а дизельное топливо — почти 44 рубля за литр.

Основной причиной аналитики называют то, что компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать его на внутреннем рынке.

Михаил Турукалов генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков»: «Ускорение роста цен на заправках происходит потому, что у участников рынка дешевые запасы нефтепродуктов, которые закупались несколько месяцев назад, уже израсходованы, и, соответственно, они вынуждены сейчас закупать товар на бирже. Ну, в реализации биржевого объема это прямые убытки АЗС и по бензину, и по дизельному топливу. И с мелким оптом ситуация точно такая же. Если покупаешь товар мелким оптом, его цена будет очень близка к розничной цене на заправках, по сути, в любом из регионов европейской части России. Вот это все ведет к ускорению роста цен на заправках. Ну, а если говорить про ситуацию на оптовом рынке, здесь несколько факторов.

Это то, что у нас в последние годы было несколько внеплановых повышений ставок акциза — раз. Второе: у нас в последнее время существенно выросли цены на нефть и нефтепродукты. И третий момент то, что рост мировых цен на нефть не сопровождался укреплением российского рубля.
Михаил Турукалов

генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков»:

Вот, соответственно, в комплексе это дало очень высокую эффективность экспорта нефтепродуктов из России. Соответственно, вслед за ростом выгоды от экспорта у нас на внутреннем рынке формируется нехватка товара и резко растут оптовые цены на нефтепродукты».

— В плане возможностей производственных мощностей рынок внутренний не дефицитен. По дизелю он давно уже профицитен, а по бензину — сбалансирован. Но, учитывая возросшую экспортную альтернативу, это, безусловно, ведет к снижению объемов отгрузок на внутренний рынок, что провоцирует изменения. Цены растут, тормозятся отгрузки, потому что отгрузки тормозятся по старым ценам. То есть планируется повышение цены, соответственно, нефтяные компании перестают отгружать объемы, не потому, что их нет, а потому, что цена должна вырасти, а этот объем будет уже продаваться по более высокой цене. У нас цена на нефть чуть-чуть вниз ушла, а при этом рубль сразу пропорционально подешевел. И опять же у нас снижаем акцизы на 2−3 тысячи, при этом Минфин параллельно анонсирует повышение НДС на 2%. О чем это говорит? Два рубля минус — рубль плюс.

— Какие могут быть пути выхода?

— Первое — радикальное снижение акциза. Я бы сказал о его упразднении, потому что акциз — это налог на яд: на сигареты, на алкоголь.

Но облагать акцизом кровь экономики, то, что сидит в цене любого товара, это вряд ли можно назвать шагом в сторону укрепления государства.
Павел Баженов

президент Независимого топливного союза

Второе: необходимо сбалансировать внешний и внутренний рынок. Баланс достигается за счет снижения налоговой нагрузки внутри страны и, возможно, за счет какого-то введения ограничительных мер на внешние отгрузки. Далее: сегодня у нас вполне стандартная такая ситуация, когда цена на нефтебазе может быть выше, чем цена в рознице. Это ненормально. И, конечно, очень важным моментом является расширение объемов предложения на бирже.

Ранее некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам», которое объединяет трейдеров по продаже нефтепродуктов, обратилось к Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать внутренний рынок топлива и независимых участников рынка его продаж на АЗС. Премьера, в частности, просили снизить акцизы на 2−3 рубля за литр.

На прошлой неделе Минфину, Минэнерго и ФАС было поручено проработать снижение акцизов на бензин и дизельное топливо до 28 мая. Мера должна начать работать уже с 1 июля.

Также было принято решение отказаться от планового июльского повышения акцизов. Ожидается, что подобные действия помогут стабилизировать цены на розничном рынке, но не снизят их. Рассуждает старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанка Андрей Полищук:

— Конечно, сейчас обсуждается возможность стабилизации цен за счет снижения акцизов, что позволит, по моему мнению, конечно, не сократить цены на АЗС, а лишь снизить темпы роста. Так или иначе, цены продолжат расти из-за того, что на данном этапе у нас такая рыночная конъюнктура, которая одновременно совмещает высокие цены и относительно слабый курс рубля.

— Сейчас нефть подешевела. Охладит ли это рынок?

— На данном этапе снижение цен на нефть не столь значительно. Надо учитывать, что цены на АЗС перекладываются довольно медленно, еще не был переложен предыдущий рост, поэтому говорить о том, что какое-то недавнее снижение на пять долларов может стабилизировать цены на российском рынке, я бы не стал.

Для сдерживания цен нефтекомпании нужно «вернуть» на внутренний рынок, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В интервью РИА Новости он предложил повысить экспортные пошлины, снизить акциз, а рубль привязать к нефтяным ценам. При этом эксперт признал, что такие меры будет сложно реализовать, поэтому самым вероятным решением проблемы должно стать жесткое административное давление на нефтяные компании.

Все выше и выше: цены на бензин игнорируют все сдерживающие факторы

В Госдуме призвали проверить обоснованность роста цен на бензин

Федеральной антимонопольной службе (ФАС) следует проверить обоснованность резкого роста цен на бензин, заявил РИА Новости первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских.

Он напомнил, что ФАС имеет право затребовать информацию о себестоимости и накладных расходах. «Это находится в их компетенции прямой, и не удивлюсь, если ФАС уже начала такое расследование. Антимонопольный орган очень оперативно работает и на такие вещи реагирует», — отметил депутат.

Рост цен на бензин связан с увеличением стоимости нефти на бирже, считает Ананских. Производители направляют сырье за рубеж, а для выравнивания прибыли поднимают цены на АЗС в России, от чего страдают россияне, описал политик свое видение ситуации.

Стабилизации поможет объявленное снижение акцизов, добавил он.

Рост цен на топливо

Как сообщали в Московской топливной ассоциации, цена на столичных заправках выросла за прошлую неделю сразу на 88−90 копеек — до 42,21 рубля за литр АИ-92 и до 45,5 рубля за литр АИ-95. Литр «дизеля» подорожал на 85 копеек — до 43,99 рубля.

В середине апреля, когда согласно данным Росстата средняя цена на бензин превысила отметку 40 рублей за литр, глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что изменения носят сезонный характер и в среднем по году не превысят уровень инфляции. По словам руководителя ведомства, в ноябре-декабре цены должны упасть.

Тем не менее 28 мая служба сообщила, что выдала предупреждение «Роснефти» из-за снижения компанией объемов продаж нефтепродуктов, что, в свою очередь, могло привести к росту цен на бензин марок АИ-92, АИ-95 и дизтопливо.

Снижение акцизов

Министр энергетики Александр Новак заявил, что снижение акцизов на топливо позволит избежать существенного колебания цен.

В свою очередь, вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что власти решили снизить акцизы на дизтопливо на 2000 рублей за тонну от действующих, на бензин — на 3000 рублей. Снижение должно произойти не позднее первого июля.

По его словам, правительство приняло такое решение, исходя из того, что с 2010 года акцизы на моторное топливо увеличились в 2,5 раза.