Сколько налогов в рублях удастся собрать с самозанятых россиян

В 2019 году в четырех регионах России начнут взимать налоги с самозанятых граждан — репетиторов, нянь, спортивных инструкторов и других людей, работающих на себя без оформления юрлица. Обеление теневого сектора экономики могло бы принести в бюджет миллиарды рублей, но на деле вряд ли заметно наполнит казну.

В 2018 году российские власти прикладывают особенно много усилий для наполнения бюджета. Совсем недавно правительство решило повысить ставку НДС до 20%. В этом контексте идея налога на самозанятых, то есть на репетиторов, медицинских помощников и других вольнонаемных специалистов, вполне понятна.

Пилотные проекты пройдут в четырех регионах России в 2019 году: в Москве, Татарстане, Московской и Калужской области. Предварительно озвучено решение о ставке налоговых отчислений в размере от 3% до 6% «налога на профессиональный доход». При этом налоговая служба обещает, что регистрация будет предельно простой: планируется создать механизм выплат через мобильное приложение, что означает снижение времени на подготовку документации и отчетность.

Сколько в России самозанятых

Проект отвечает на ряд ключевых вопросов и решает несколько задач. Первая: попытаться более точно понять размер серой экономики. Оценки ее размера сильно расходятся. По оценкам Росстата, в теневой зоне находится порядка 10−14% ВВП; Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) считает, что в 39% (в 2016 году); Международный валютный фонд (МВФ) в недавней статье дал оценку в размере около 34% в 2015 году.

Статья МВФ весьма любопытна: она содержит как прямые, так и косвенные методы оценки, показывает достаточно разумное относительное положение стран по доле данного показателя, и неплохо воспроизводит данные опросов по странам. Если положиться на данные МВФ, динамика с 1991 года не выглядит слишком впечатляюще: на старте теневая экономика была порядка 40% ВВП, снижала свою долю до кризиса 2008 года, а с тех пор скорее несколько выросла.

Второй задачей стоит назвать увеличение поступлений в федеральный и региональный бюджеты; объем данных поступлений может быть существенным. Если теневая экономика действительно составляет более 30%, желание государства лучше контролировать деловую активность в этой сфере кажется вполне понятным.

Даже 3−6% налогов с оборота могут принести значительные поступления для бюджета — с суммарного ВВП в 92 трлн рублей в 2017 году и серой зоны в 35% в среднем может получиться около 1,5 трлн рублей налогов; если следовать оценкам Росстата в 15% ВВП, то около 600 млрд рублей.

Безусловно, данные оценки являются расчетными величинами, и собрать подобные суммы едва ли возможно, так как не все из этих людей самозанятые.

Судя по исследованию Сбербанка 2014 года, 4 млн самозанятых приходятся на 16 млн неформально занятых. В 2017 году Центр стратегических разработок и Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовали доклад «Российский рынок труда», в котором предложили оценку в 13 млн неформально занятых. Из тех, кого можно отнести к самозанятым, не все готовы зарегистрироваться и начать платить налог, но даже сотни миллиардов с учетом общих сборов федерального бюджета в 16 трлн рублей — значительные деньги.

Что предложат теневым игрокам

Государство пробует ввести теневую составляющую экономики в правовое русло. Если 36% трудоспособных людей (а это 27 млн человек), как отмечала вице-премьер Ольга Голодец в 2015 году, находятся в серой зоне, то есть шанс предложить им более честные взаимоотношения с государством.

Очевидно, что основные участники — те же репетиторы, помощники по дому, частные юристы и консультанты — зарабатывают не слишком много. Доход большинства из них точно меньше 10 млн рублей в год. Если при этом государство гарантирует неизменность налоговых ставок на долгий период времени, то стимул выйти из тени появится у многих. При этом появляется возможность претендовать на пенсии и медицинскую помощь хотя бы в объеме ОМС. Свою деятельность по банковскому счету получится использовать для кредитования.

Автоматизация уплаты налога через мобильное приложение не означает мгновенного снижения издержек для ФНС. В частности, по мнению замминистра финансов Ильи Трунина, «эффект максимум нейтральный. Потому что еще надо потратить деньги на разработку этой системы, она достаточно дорогая».

У государства есть и макроэкономические резоны заниматься обелением ВВП. Данные по многим странам показывают, что фирмы в серой экономике имеют слишком низкую производительность — меньше, чем небольшие компании в формальном секторе. Это показывает важность постепенного развития корпоративной занятости, она приносит гораздо больше качества росту экономики.

Правда, при этом увеличение налогообложения обычно не приводит к снижению «серой зоны». Как показывают результаты по ОЭСР и «переходным экономикам» в 1990-е, это верно для широкого спектра стран. Повышение социальных налогов и НДФЛ обычно увеличивает долю теневой составляющей в ВВП.

Будут ли люди регистрироваться

Конечно, это пока происходит в режиме без легкой регистрации и низких налогов, но едва ли миллионы людей сразу придут в налоговую. Есть и другой вопрос: удастся ли так же легко перестать быть самозанятым и исключить себя из данной системы учета, если в дальнейшем участник перестанет быть самозанятым?

Безусловно, дополнительной мотивацией «выйти из тени» должна стать низкая ставка налога: обычный НДФЛ составляет 13%. Но доходы самозанятых обычно достаточно низкие, и даже 3−6% для этих людей важные суммы.

Теперь плохие новости. Анализ больших данных выходит в России на новый уровень. ФНС и «Интерфакс» независимо исследуют наличие фирм-однодневоки получают почти одинаковые результаты: снижение числа таких фирм до 7%. ЦБ и Минфин стремятся к снижению платежей наличными, в том числе для контроля крупных расходов, но могут прийти и к почти полной прозрачности доходов.

Банки активно идут в автоматизацию и с помощью разных алгоритмов, в том числе основанных на искусственном интеллекте, детально работают с данными. Они выделяют как мошенничества, так и регулярные операции, и вполне могут видеть «повторяющиеся платежи» или что-то похожее на «неформальные контракты». Для мастера по маникюру на дому достаточно будет сообщения соседей в то же приложение, что «приходят люди, похожие на клиентов», и появится налоговая с претензиями.

Возьмем другой пример — аренду жилья. Она не попадает под новое налогообложение, по всей видимости, и останется на уровне ставки в 13%. По анализу ЕГРП и данных по недвижимости можно обнаружить, у кого есть больше одной квартиры, и проверить наличие или отсутствие постоянно проживающих арендаторов. Про возможность получения информации о регулярных платежах было написано выше. При этом очевидно, что рынок жилья гораздо шире и потенциально прибыльнее для государства, чем поступления от самозанятых — по крайней мере на первом этапе.

Идея с самозанятыми требует определенного позиционирования и разъяснений, при этом необходимо создать четкие стимулы для привлечения людей. Если государство хочет заставить репетиторов, нянь и медицинских помощников выйти из тени, придется приложить много усилий и объяснить, почему это необходимо.

Налоговые сборы на первом этапе едва ли превысят расходы на создание системы — вероятность того, что обозначенные миллионы граждан выйдут из тени и зарегистрируются в качестве самозанятых, невысока. И даже если это произойдет, сборы будут не более сотен миллиардов рублей, а в реальности значительно меньше.

Тем не менее, это правильный шаг к обелению экономики. С таким посылом Россия оказывается в русле стандартных международных методик. В стране сложилась слишком масштабная теневая экономика, поэтому любые шаги к улучшению ситуации должны помочь увеличить производительность труда.

Михаил Мишустин пообещал самозанятым понятную налоговую систему

Подозрений становится больше

Как налоговая служба следит за переводами между картами.

В Федеральной налоговой службе по просьбе «Коммерсантъ FM» разъяснили ситуацию с доступом к банковским переводам россиян. Ранее в соцсетях активно распространялась новость о том, что с 1 июля ФНС сможет контролировать такие операции и запрашивать информацию о происхождении денег. Какие на самом деле полномочия у налоговой? И могут ли возникнуть проблемы у законопослушных граждан? Об этом — в материале Григория Колганова.

Никакие поправки в Налоговый кодекс не вступают в силу с 1 июля — ФНС уже несколько лет имеет право запрашивать у банков информацию о поступлении денег на счета физических лиц. Теоретически, эти данные позволяют выявить тех, кто получает незадекларированный доход, например, от аренды жилья или подработок. Причем налоговой ничто не мешает спросить таких граждан о происхождении средств.

Но пока эта работа ведется точечно — одних только необъяснимых переводов на карту недостаточно, чтобы заподозрить россиянина в уходе от налогов, пояснил «Коммерсантъ FM» заместитель начальника контрольного управления ФНС Константин Новоселов:

«В первую очередь, мы ориентированы на выявление лиц, которые сознательно уклоняются от уплаты налогов. Эти лица регулярно получают “теневую” заработную плату, недекларируемые доходы со сдачи имущества в аренду или реализуют товары и услуги через социальные сети. Но это делается не только на основании выписки банка. Нужны соответствующие доказательства. Просто так автоматом доходами эти средства признать нельзя».

В ФНС также отметили, что поводом для более пристального внимания к гражданину может послужить сигнал из другой организации — например, Росфинмониторинга.

Какие именно доказательства потребуются налоговой? И может ли законопослушный россиянин вызвать интерес службы?

Формально в России существуют такие понятия как банковская тайна и презумпция невиновности, поэтому ФНС сама должна собирать подтверждения ухода от налогов. Но на деле все наоборот, и бремя доказывания невиновности ложится на плечи физического лица, считает партнер «ФБК Право» Александр Ермоленко.

«Доказывать, что гражданин не уплатил какие-то налоги, обязан налоговый орган. Но по факту презумпцией невиновности налогоплательщика просто пренебрегают, и если налоговый орган будет брать какие-то эпизоды и выдвигать обвинения, то гражданину придется объяснять, что это за деньги и откуда он их взял. Все, по сути, упирается в мощности налоговой — какое количество счетов и подозрительных операций она может проверить. В перспективе это может просто привести к тому, что любая операция может стать сомнительной», — подчеркнул Александр Ермоленко.

Ситуаций, когда перевод на карту, — это еще не доход, в жизни немало. Например, родители школьников скидываются на подарок учителю, или автовладелец получает на карту выплаты по страховке. Известны случаи, когда следом за переводом поступает звонок от банка по просьбе Росфинмониторинга. Или совсем житейское — один человек одолжил другому наличные, а возвращает заем онлайн.

Такая схема вполне может заинтересовать налоговую, говорят эксперты. Да и сам банк к ней относится с подозрением, в этом лично убедился москвич Александр: «Мой знакомый был должен мне около 40 тыс. рублей. И после получения зарплаты он скинул мне деньги на карту. Но ничего не пришло. Я позвонил в банк, и мне сообщили, что это была сомнительная транзакция, меня подозревают в уклонении от уплаты налогов, поэтому перевод был заблокирован».

В российском законодательстве вроде бы четко прописан порог денежного перевода, начиная с которого интерес надзорных органов к гражданину резко усиливается — это 600 тыс. руб. Но, как показывает практика, привлекают внимание и гораздо меньшие суммы.

Чтобы избежать лишних вопросов, законопослушным гражданам лучше при каждом переводе прописывать его назначение, посоветовала управляющий партнер компании «Каменская и партнеры» Татьяна Каменская:

«Если перевод осуществляется не близкому родственнику, то при транзакции необходимо использовать графу “Назначение платежа” и в ней указать цель операции. На практике самые частые основания — возврат долга, алименты, совместная покупка товаров, работ и услуг, оплата счета в ресторане. Вот, собственно говоря, так и надо указывать».

Надо признать, что пока интерес государства к переводам на карты физлиц невелик. Вероятно, хватает недобросовестных налогоплательщиков покрупнее.

Но гражданам все же стоит готовиться к более тесному общению с надзорными органами. Финансовая прозрачность — сейчас общемировой тренд. Похоже, присоединяется к нему и Россия.

С этого года Россия присоединилась к глобальной системе обмена налоговой информацией. Теперь ФНС будет в автоматическом режиме получать данные из 74 стран об иностранных счетах российских граждан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *