Изменение тарифов ОСАГО. Новая реформа

Водителей разделят на категории по стажу, возрасту, страховой истории и разрешат покупать полис на три года.

Российских автомобилистов ждет масштабная реформа ОСАГО. Ранее ЦБ опубликовал проект изменений тарифов. А недавно Минфин доработал законопроект и разослал его в заинтересованные ведомства.

Как определяется стоимость ОСАГО?
Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа в «вилке» 3 432-4 118 рублей с учетом:
  • стажа и возраста водителя
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи
  • региона регистрации
  • мощности двигателя
Что предлагает изменить ЦБ?

Центробанк планирует расширить базовый тариф на 20% вниз и вверх. Тогда для легковых автомобилей физических лиц тарифная «вилка» составит от 2 746 до 4 942 рублей. Для мотоциклистов показатель снизится на 10,9% и составит от 649 до 1407 рублей. А базовые тарифы для машин юридических лиц уменьшатся на 5,7% – до ставки 2 058-2 911 рублей.

Также регулятор предлагает изменить КБМ и перейти на годовой порядок расчета. Сейчас коэффициент рассчитывается на дату окончания последнего договора ОСАГО. Одновременно за каждым водителем закрепят страховую историю. Сейчас один человек может иметь несколько КБМ – например, и как водитель, и как владелец транспортного средства. Если у автомобилиста в базе данных Российского союза страховщиков указано несколько значений КБМ, то ему присвоят наименьшее из них.

Еще одним нововведением станет увеличение числа коэффициентов, учитывающих возраст и стаж автомобилистов. Водителей разделят на 50 категорий, при этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизят, а молодым и неопытным – повысят.

Какие поправки разработал Минфин?

Основной концепцией поправок Минфина остается введение трех вариантов страховой суммы и новых сроков страхования — на три года вместо одного сейчас.

Также ведомство предложило отменить коэффициент по мощности автомобиля и региональный и создать новые. Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге — нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.

Кроме того власти уточняют, что цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше, чем в три раза.

Когда введут изменения?

Изменения, касающиеся тарифообразования и классификации водителей по возрасту и стажу, планируется ввести указанием ЦБ уже летом 2018 года.

А вот второй этап реформы, требующий законодательных изменений, анонсирован на лето 2019 года. Минфин рассчитывает внести законопроект в Госдуму уже осенью, сообщил ТАСС источник на страховом рынке. В самом ведомстве сроки не уточняли.

Цель реформы?

ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) в 2017 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.

За год власти планируют обсудить с экспертами возможность введения новых параметров ОСАГО – возраст автомобиля, его экологические характеристики, марку и другие.

Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023-2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.

Что ждать водителям?

Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы.

Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной «вилки». Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг.

Кроме того, нововведения помогут «очистить» рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.

А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.

ЦБ опубликовал проект указания по изменению тарифов ОСАГО

В качестве первого этапа предполагается расширение коридора базового тарифа для легковых авто физических лиц

Банк России опубликовал для публичного обсуждения проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии.

Это первый шаг по ранее анонсированной ЦБ реформе тарификации в ОСАГО, говорится а сообщении регулятора. Как ранее сообщал ТАСС, в качестве первого этапа предполагается расширение коридора базового тарифа для легковых авто физических лиц: максимальная ставка будет повышена с 4 тыс. 118 рублей до 4 тыс. 942 рублей, минимальная ставка будет понижена с 3 тыс. 432 до 2 тыс. 746 рублей.

Полисы подешевеют для водителей мотоциклов и мотороллеров, а также для авто юридических лиц. Верхняя граница коридора снижается для мотоциклов и мотороллеров на 10,9% и составит 694 — 1 тыс. 47 рублей. а также легковых автомобилей юридических лиц (снижается на 5,7%, ставка составит 2 тыс. 58 — 2 тыс. 911 рублей)

Территориальные коэффициенты ЦБ оставит без изменений.

Другие критерии

Указание предусматривает также реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ, скидка за безаварийную езду и надбавка за совершенные аварии). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО).

«В момент вступления в силу данных изменений (1 января 2019 года) для всех водителей, у которых в базе данных Российского союза страховщиков числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений», — говорится в сообщении ЦБ.

Это позволит закрепить страховую историю за каждым водителем (сейчас человек может иметь один КБМ как водитель и еще один — как владелец транспортного средства), отмечают в ЦБ.

Как ранее сообщал ТАСС, ЦБ также вводит новую систему коэффициентов по стажу и возрасту водителя. Будет введена более детальная градация по этому параметру: предусмотрено большее количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих четырех). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения коэффициента будут снижены, а для молодых и неопытных — повышены (в пределах 4,5%).

Замечания по проекту указания ЦБ принимает до 20 июня. Указание вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Минфин доработал законопроект о трех вариантах лимитов в ОСАГО

Ведомство рассчитывает внести инициативу в Госдуму в осеннюю сессию

Минфин доработал законопроект, вводящий три варианта страховых сумм в ОСАГО. Основная его концепция была поддержана на совещании в правительстве, сообщила ТАСС замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.

Впервые Минфин обнародовал проект изменений в закон об ОСАГО в 2016 году. Он предусматривает три варианта страховых сумм по полису: 500 тыс. рублей, 1 млн и 2 млн рублей (сейчас — 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей за вред имуществу). Также проект вводит возможность купить полис ОСАГО на срок до трех лет (сейчас — год).

23 мая законопроект о более гибкой тарификации в ОСАГО был внесен в правительство, 11 июля он обсуждался на совещании в аппарате правительства, следует из дорожной карты Минфина по развитию финансового рынка.

«Мы разослали 20 июля доработанный законопроект всем заинтересованным ведомствам. В нем уточняется определение страхователя, порядок взаимодействия РСА [Российского союза автостраховщиков] и МВД и работы информационной системы. Основная концепция — о выборе из трех вариантов страховой суммы и сроков страхования — на совещании в правительстве 11 июля была поддержана», — сказала Балакирева. 

Она напомнила, что законопроект также предусматривает более свободное движение в рамках тарифного коридора, видоизменяет и исключает несколько коэффициентов (ранее предлагалось исключить коэффициент по мощности ТС и территории), а также дает возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты, связанные манерой вождения.

По итогам совещания 11 июля проект должен был быть доработан совместно с Минэкономразвития, МВД и Банком России, следует из материалов Минфина. В ЦБ детали законопроекта комментировать не стали.

Минфин рассчитывает внести законопроект в Госдуму в осеннюю сессию, сообщил ТАСС источник на страховом рынке. Балакирева сроки планируемого внесения не уточнила.

Изменения тарифа ОСАГО

ЦБ 15 мая анонсировал реформу тарифообразования в ОСАГО, первым этапом которой должно стать расширение тарифного коридора на 20%: диапазон составит 2746-4942 рублей вместо нынешних 3432-4118 рублей. Кроме того, планируется уточнить классификацию водителей по стажу и возрасту. Эти изменения планируется ввести указанием ЦБ уже этим летом, говорил ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Второй этап реформы, который потребует законодательных изменений, запланирован на лето 2019 года. Эти изменения предполагают использование более индивидуального тарифа ОСАГО, а также новые полномочия ЦБ, который сможет контролировать, чтобы страховщики не зарабатывали сверхприбылей для завышения тарифа.

В перспективе ЦБ предлагает обсудить возможность учитывать в тарифе ОСАГО дополнительные факторы — возраст транспортного средства, модель ТС, экологические характеристики, говорил Чистюхин. Целью реформы должен стать расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя, а в перспективе 2023-2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине. Сейчас базовый тариф ОСАГО и коэффициенты для расчета цены полиса устанавливает ЦБ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *