План смягчения пенсионной реформы

Сравнять пенсионный возраст у мужчин и женщин, льготы на проезд и медицину сохранить, земельный и транспортный налоги и НДС отменить, а ФСБ, полицейским и следователям добавить по 5 лет работы — из чего предстоит выбирать депутатам, чтобы компенсировать россиянам повышение пенсионного возраста.

На фоне падения рейтингов партии власти, анонсов митингов, попыток провести референдум 21 августа в Госдуме пройдут слушания по пенсионной реформе. Накануне генсовет и руководство «Единой России», которая думским большинством продавила повышение возраста в первом чтении, обобщат 1,5 тысячи предложений по изменениям в законопроект и дадут необходимые установки однопартийцам. Очевидно, что от них ждут серьезных послаблений. Ключевые и самые невероятные из уже озвученных собрала «Фонтанка». 

Как анонсировал глава профильного думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, на парламентско-общественные слушания ждут полтысячи участников, из которых только 200 человек будут депутатами Госдумы, остальные — эксперты, лидеры общественного мнения, профсоюзы и депутаты всех уровней. Помимо недавнего «предложения председателя Вячеслава Володина отменить пенсии», которое было скорее констатацией дефицита бюджета, им будет что обсудить.

Оставить льготы для пенсионеров

Самая свежая идея — повысить пенсионный возраст, но сохранить назначение пенсионных льгот с 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. Пенсионеры в России не платят налог на недвижимое имущество и освобождаются от налогообложения «шести соток» земли, а также обладают региональными льготами на проезд в общественном транспорте и получают различные выплаты из региональных бюджетов в качестве надбавок. Кроме того, регионы субсидируют пенсионерам оплату коммунальных услуг: на это имеют право пенсионеры, коммунальные платежи которых превышают 22% среднего дохода всех совместно проживающих членов семьи. Для пенсионеров из семей, где нет трудоспособных граждан, этот показатель может быть снижен до 15%.

Перспективы этой инициативы можно оценить как высокие. Во-первых, если верить источникам, эту тему поднял на одном из июньских мероприятий думской фракции единороссов её глава Сергей Неверов. А во-вторых, для этого не потребуется дополнительных источников финансирования — деньги на эти льготы находятся сейчас в бюджетах регионов,  которым, видимо, просто предложат сохранить траты на прежнем уровне.

Человек «предпенсионного возраста»

Еще одно предложение, которое пришло от источников в «ЕР», – понятие «предпенсионный возраст», который аналогичен текущему пенсионному.  Носителям статуса предлагают давать дополнительные гарантии защиты трудовых прав, льготы по программам переподготовки кадров, социальному обеспечению, а также дополнительный оплачиваемый отпуск в течение года. А новый юридический статус пригодится для реализации следующей инициативы.

Уголовное преследование за увольнение «предпенсионера»

Уголовная и административная ответственность за увольнение пожилого сотрудника по аналогии с увольнением женщин в декрете.  Чтобы такие случаи не ускользали от правоохранителей, Минтруд разрабатывает проект закона, по которому работодатель будет обязан сообщать в службы занятости об увольнении «предпенсионера» вне зависимости от того, чье это решение – начальства или работника.

Высказанные экспертами предположения о том, что работодатели в таком случае начнут избавляться от сотрудников предпенсионного возраста до его наступления и что это почва для злоупотреблений, авторов инициативы не смутила. Меру поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев, который заявил, что он полагает, что это станет гарантией прав граждан.

Увеличить пособия по безработице

Минтруд также сейчас прорабатывает повышение пособия по безработице.  Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», например депутат Законодательного собрания Петербурга и экс-депутат Госдумы  Оксана Дмитриева,  говорили, что число безработных пожилых людей после реформы может резко увеличиться. А размер выплат с 2009 года не менялся, и в 2018-м выглядит просто смешным – безработные могут получить всего лишь от 850 до 4900 рублей в месяц, при прожиточном минимуме в 11 163 руб. На сколько будет увеличено пособие — пока не сообщается, но эксперты не исключают, что его могут сильно приблизить к прожиточному.

Оплачивать диспансеризацию

Государству предлагается обязать работодателей оплачивать ежегодную диспансеризацию сотрудников предпенсионного возраста — как и доступная медпомощь, это необходимая мера. Как говорил «Фонтанке»Юрий Гузов, первый замдекана экономического факультета СПбГУ , старшее поколение, которое «выработало свой ресурс», в обычной ситуации потратило бы годы, которые его заставят работать, на лечение, а теперь этого делать не сможет. Если ничего не делать, то только возросшая продолжительность жизни, заявленная как стимул к пенсионной реформе, и вовсе может начать снижаться.

Отменить НДС и перераспределить доходы нефтегазовых компаний 

В отличие от «Единой России», предложения которой, по сути, компенсационные и направлены на то, чтобы всех «предпенсионеров» просто не переувольняли сразу после начала реформы или они не начали массово умирать в её процессе,  другие фракции думы пошли более популистским путем.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил не повышать пенсионный возраст и искать средства на пенсии с помощью другой масштабной реформы — налоговой.

– Где взять дополнительные деньги в бюджет? Отмените НДС. Отмените льготы нефтегазовикам. Введите прогрессивную шкалу налогообложения. И тогда начнет дышать вся страна, заработает производство, начнется модернизация, – отметил он на пресс-конференции в Москве, пишет 15 августа газета «Красная линия».

Каждый год стажа —  1000 рублей к пенсии

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в июне также предложил не навязывать гражданам повышение пенсионного возраста и сначала сделать саму пенсионную систему простой и понятной для людей.

По его мнению, после выхода на пенсию за каждый год работы человек должен получать 1 тысячу рублей. Если трудовой стаж составляет 20 лет — пенсия будет 20 тысяч рублей, если 40 лет – начисляется пенсия 40 тысяч рублей, и так далее. «Это будет самый справедливый и грамотный вариант», — считает Владимир Вольфович.

Устранить гендерное неравенство

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и член «Яблока» Михаил Амосов 15 августа на страницах «Фонтанки»  предложил сделать одинаковым пенсионный возраст у мужчин и женщин.

«В современном мире гендерная дифференциация возраста выхода на пенсию – это анахронизм. Мало того, что сохранение различий между мужчинами и женщинами по этому показателю противоречит Конституции, прямо запрещающей дискриминацию по половому признаку, так это ещё и экономически неразумно. Ведь всем прекрасно известно, что средняя продолжительность жизни у мужчин меньше, чем у женщин, и это не только у нас. Поэтому я бы предложил установить единый пенсионный возраст, например в 63 года (вспомним армяно-финско-эстонский стандарт)», – считает он.

ФСБ и полицейским назначать пенсию на 5 лет позже

Также Амосов заявил, что можно и пересмотреть необходимость сохранения пенсионных льгот для силовиков.

«Для офицеров вооружённых сил и пограничников существующий пенсионный возраст можно сохранить, поскольку для их службы действительно нужно недюжинное здоровье, которое с годами неизбежно уходит. Но, например, участковый полицейский, следователь или сотрудник ФСБ – совсем другое дело. Работа у них прежде всего интеллектуальная – с людьми, с документами, и физические кондиции не имеют такого значения. Поэтому тут я бы предложил поднять пенсионную планку, например, лет на пять», – отметил он.

Главное – не проводить реформу слишком резко

Старший научный сотрудник ИЭП им. Гайдара/РАНХиГС Иван Любимов и директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов России  Владимир Назаров в аналитическом материале о пенсионной реформе для московского центра Карнеги предложили правительству не спешить.

«Найти альтернативу повышению пенсионного возраста практически невозможно. Однако параметры пенсионной реформы могут быть смягчены. В частности, ни к чему так взвинчивать темпы перехода к более позднему возрасту выхода на пенсию. И необязательно сразу пугать общество слишком высокими показателями, вполне можно ограничиться повышением пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 63 лет для мужчин к 2030 году», – отметили эксперты.

В таком случае экономический эффект на горизонте до 2030 года почти не будет отличаться от показателей правительственного проекта.

Будет ли принят закон о повышении пенсионного возраста?

Пенсионная реформа, старт которой был объявлен Правительством РФ с 2019 года, начнется с повышения пенсионного возраста, дающего право россиянам на оформление страховой (трудовой) пенсии по старости. Этот норматив Кабмином было предложено было увеличить для мужчин на 5 лет, а для женщин — на 8. В результате проведения этой реформы возраст выхода россиян на пенсию будет окончательно составлять 65 и 63 года (см. таблицу ниже):

Пенсионный возраст в 2018 году На сколько предлагают повысить? Срок выхода на пенсию по новому закону
Мужчины 60 лет 5 лет 65 лет
Женщины 55 лет 8 лет 63 года

Соответствующий законопроект был внесен Правительством на рассмотрение в Госдуму 16 июня и уже спустя месяц (19 июля) был принят в первом чтении. Такое непопулярное предложение ожидаемым образом вызвало широкий общественный резонанс. Неоднозначно это предложение было принято также многими российскими чиновниками и депутатами Государственной Думы.

  • Парламентская оппозиция в целом выступила резко против проведения такой реформы. Партии КПРФ и «Справедливая Россия» внесли предложение по мораторию на повышение пенсионного возраста, коммунисты даже планируют проведение всероссийского референдума.
  • 21 августа 2018 года в Госдуме пройдут парламентские слушания, в ходе которого вопрос о повышение возраста выхода на пенсию будет обсуждаться депутатами, представителями Правительства и экспертами. В процессе дальнейших обсуждений могут быть приняты поправки к закону, направленные на смягчение пенсионной реформы (уже предложенные, в частности, депутатами от ЛДПР).
Как отмечают различные исследовательские институты (включая государственную компанию ВЦИОМ), пенсионная реформа спровоцировала падение рейтингаведущих российских политиков, в том числе премьер-министра Д. Медведева, президента В. Путина, а также партии «Единая Россия» в целом.

Примечательно, что в течение первых месяцев в публичной дискуссии по этому вопросу не принимал участие Президент России. Лишь 20 июля 2018 года, на следующий день после первого рассмотрения закона в Госдуме, на прошедшей в Калининграде встрече с волонтерами ЧМ по футболу 2018 года Владимир Путин впервые прокомментировал предложенное Правительством повышение пенсионного возраста.

Он сообщил, что вопрос об изменении пенсионного законодательства еще будет тщательно изучаться, содержательная дискуссия по этому вопросу только началась. Поправки к законопроекту еще не принимались, Правительство лишь представило депутатам Государственной Думы концепцию законопроекта.

Путин о повышении пенсионного возраста в 2018 году — последние новости

По словам Президента, который 20 июля 2018 года в Калининграде ответил на вопросы волонтеров Чемпионата мира по футболу, для принятия окончательно решения по параметрам пенсионной реформы необходимо опираться не на эмоции, а на объективные факты — экономические оценки развития и состояние социальной сферы страны с учетом долгосрочной перспективы:

«Давайте, ещё раз говорю, посмотрим, как будет дискуссия разворачиваться, всех послушаем, взвесим все эти позиции, точки зрения. <…> Но будем относиться к этому самым серьёзным образом. Прежде всего для того, чтобы обеспечить интересы наших граждан и сегодня, и на длительную перспективу — так, чтобы у нас была стабильная, надёжная ситуация и в экономике, в социалке, в том числе и в пенсионной системе».

— Президент России Владимир Путин, 20.06.2018 г.

Президент отметил, что есть многие факторы, которые подталкивают к принятию решения по повышению пенсионного возраста, из них они привел следующие:

  1. Когда в СССР принималось решение по общеустановленному пенсионному возрасту 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, работающих граждан было в 3,7 раз больше количества пенсионеров. А сейчас на одного пенсионера приходится всего 2 работающих человека, и в дальнейшем, если ничего не предпринимать, эти цифры также будут уменьшаться.
  2. Сейчас приоритетной задачей, поставленной перед Правительством, является повышение доходов российских граждан, а без корректировки пенсионного возраста доходы такой многочисленной социальной группы, как пенсионеры, будут неуклонно снижаться из-за сокращения числа работающих граждан.
  3. В протоколе совещания от 1956 года, в ходе которого первоначально было принято решение об установлении действующих в 2018 году границ «периода трудоспособности» в 60 и 55 лет, было указано, что по мере увеличения продолжительности жизни возраст выхода на пенсию тоже будет необходимо повышать. Далее приводится несколько показательных цифр:
    • Во время принятия старых нормативов (т.е. в 1956 году) средняя продолжительность жизни россиян была на уровне 67 лет.
    • В 2018 году средняя продолжительность жизни — уже 73,5 лет, а в 2019 она по прогнозам составит 74,3 года.
    • К моменту завершения переходных положений, предусмотренных в законопроекте Правительства, эти величины будут еще выше — более 75 лет для мужчин и 85 лет для женщин.
  4. 7 августа 1995 года было принято Постановление Правительства № 790, в котором было отмечено о необходимости корректировки пенсионного возраста «с учетом демографического развития в Российской Федерации» во втором десятилетии XXI века.
В итоге Владимир Путин подчеркнул, что ему лично не нравится никакой вариант пенсионной реформы (и мало кому это нравится в Правительстве), однако в долгосрочной перспективе пенсионная система «лопнет», если и дальше ничего не делать в этом направлении. Конечно, можно ничего не предпринимать еще ближайшие лет 5-10, но потом это сделать будет еще сложнее.

Будет ли принята пенсионная реформа?

Многие россияне ожидали реакции Президента на предложение Правительства в надежде на то, что реформа все-таки будет отложена. Но, как отмечают эксперты издания «Ведомости», комментарий Владимира Путина по поводу повышения пенсионного возраста нельзя трактовать, как сигнал к смягчению — скорее, даже наоборот. Опрошенные «Ведомостями» чиновники считают, что заявление президента можно считать знаком поддержки и одобрения предложенного Правительством варианта реформы. Следовательно, в дальнейшем она будет проходить по первоначальному плану без значительных корректировок.

Эксперты считают, что отдельные параметры реформы могут быть смягчены, но это будут незначительные послабления. Принимать «мягкий» вариант реформы Правительство не намерено по следующим причинам:

  • Если произвести значительную корректировку реформы, то Кабмин не сможет осуществить обещанную с 2019 года ежегодную прибавку к пенсии в 1000 руб., так как такое повышение пенсий было рассчитано при условии жестких корректировок пенсионной системы, обозначенных в исходном варианте законопроекта.
  • В целях исполнения так называемых «майских указов» Президента, которыми устанавливаются долгосрочные цели развития России на 2018-2024 гг., рост пенсионного обеспечения в России должен быть выше уровня инфляции, исходя из чего и был установлен размер прибавки 1000 руб. (в 2019 году это соответствует темпам повышения «в два раза больше, чем инфляция»).
Поэтому пенсионный возраст в России с 2019 года так или иначе, но будет увеличен, поскольку целью этой реформы власти считают повышение доходов россиян. С использованием высвободившихся денежных средств от принятия такого решения средний размер пенсии нынешним пенсионерам планируется увеличить с текущих 14 тыс. до 20 тыс. руб. к 2024 году.

Смягчение пенсионной реформы

Как отмечают эксперты, анонсированная Правительственная реформа еще может быть незначительно смягчена. Все возможные варианты смягчения реформы будут рассматриваться в виде поправок во втором и третьем чтении законопроекта в Госдуме, которые будут проходить осенью 2018 года. Однако принятия каких-либо серьезных изменений в первоначальную версию законопроекта не ожидается.

Уже сейчас представители партий и общественных организаций выступают с различными предложениями, которые облегчат последствия принятия такого непопулярного решения. Из уже озвученных инициатив по данным на август 2018 года можно выделить следующие:

  1. «Единая Россия» предлагает ввести законодательно определить понятие «человек предпенсионного возраста» для того, чтобы внимательно контролировать в дальнейшем правовое положение этих граждан. Для граждан предпенсионного возраста предлагается:
    • организовать программы переобучения и переквалификации;
    • снизить ставки страховых взносов для работодателей;
    • осуществлять ежегодную диспансеризацию, оплачиваемую работодателем;
    • увеличить пособие по безработице.
  2. Минтруд готовит поправки к закону, которые будут предусматривать:
    • ответственность работодателя за увольнение пожилого сотрудника за два года до выхода на пенсию, вплоть до уголовной;
    • обязанность работодателей уведомлять службы занятости о том, что гражданин предпенсионного возраста был уволен по инициативе работодателя или по соглашению сторон.
Некоторые послабления предлагается внести в текст самого закона. Так глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) готовит поправку, согласно которой новый возраст выхода на пенсию для женщин предлагается снизить с 63 до 60 лет.

Остальные парламентские партии не поддерживают предложенную Правительством пенсионную реформу ни в каком виде. В связи с этим «Справедливая Россия» подготовила поправку к законопроекту, которой предлагается перенести начало пенсионной реформы с 2019 на 2035 год (по сути, предлагается мораторий на повышение пенсионного возраста на ближайшие 16 лет). С аналогичным предложением ранее выступила партия КПРФ, которая также пытается организовать даже всероссийский референдум против повышения пенсионного возраста.

Помимо выше перечисленного, депутатами уже озвучивались и другие предложения: не поднимать возраст для работников Крайнего Севера, увеличить переходный период, создавать квоты в госкомпаниях для трудоустройства пожилых граждан и многие другие), но будут ли они представлены к рассмотрению в виде поправок к проекту закона — пока неизвестно.

Необходимо отметить, что в самом Правительстве к инициативе по смягчению реформы относятся весьма скептично. Представители Кабмина не раз подчеркивали, что только принятие закона в том виде, в котором он был изначально представлен, позволит обеспечить высокий рост пенсийв России в долгосрочной перспективе (к 2024 году пенсии должны вырасти почти в 1,5 раза).

Референдум против повышения пенсионного возраста

Проведение всероссийского референдума по пенсионной реформе пытаются организовать представители партии КПРФ, но первая их попытка оказалась неудачной. В результате заседания Центризбиркома 27 июля формулировка вопроса, которую предлагали в КПРФ для вынесения на всенародное обсуждение, признана некорректной, и в проведении референдума было отказано.

Тем не менее, 1 августа представители КПРФ подготовили оптимальную формулировку вопроса для референдума с учетом рекомендаций ЦИК: «Согласны ли вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет), повышаться не должен?». Теперь ожидается собрание инициативных групп, чтобы утвердить этот вопрос.

Помимо инициативы коммунистов, в ЦИК поступила заявка от Ильи Свиридова, кандидата в мэры Москвы от партии «Справедливая Россия», который также пытается организовать проведение референдума. 3 августа 2018 года он уже провел собрание инициативных групп, которые единогласно проголосовали за предложенный для референдума вопрос.

Согласно законодательству, после утверждения рабочими группами предложенного для проведения референдума вопроса, будет необходимо пройти следующие этапы:

  1. Сбор подписей граждан. В течение 3 месяцев должно быть собрано не менее 2 млн подписей, с условием, что в одном регионе будет не более 50 тыс. подписей.
  2. Проверка подписей в ЦИК. В течение 30 дней проверяются 40% случайно выбранных подписей. Если брак не превысит 5%, то будет вынесено решение о назначении референдума.
  3. Определение законности инициативы. ЦИК направляет документы президенту, который в свою очередь адресует их в Конституционный суд для оценки законности инициативы.
  4. Назначение президентом даты голосования.
Многие эксперты уже сходятся во мнении, что реализация всех этапов займет слишком длительное время, и к тому моменту закон о повышении пенсионного возраста уже будет принят в окончательном виде. Как сообщили представители КПРФ, для организации референдума им потребуется 3-3,5 месяца. А принятие законопроекта с учетом поправок запланировано на осень 2018 года (ориентировочно — в октябре).

Пенсионная реформа: Кремль готовит подачку под видом льгот

В правительстве думают, как смягчить грабительскую систему, ничего в ней не меняя

Пенсионная реформа: Кремль готовит подачку под видом льгот

Власти могут пойти на уступку населению в вопросе повышения пенсионного возраста. Правда, как узнало издание РБК, речь идет не о том, чтобы смягчить саму реформу, а о том, чтобы оставить существующие льготы в границах нынешнего пенсионного возраста, то есть 55 лет для женщин и 60 для мужчин. По сведениям издания, сейчас эта инициатива обсуждается в правительстве и регионах. Она может стать и одной из тем на совместном заседании генсовета «Единой России» и совета руководителей партийных фракций, который назначен на 20 августа. Если инициативу одобрят, «предпенсионные льготы» могут предложить в поправках ко второму чтению законопроекта о пенсионной реформе, которое состоится осенью. Правительство, напомним, собирается поднять возраст выхода на пенсию для мужчин до 65 лет к 2028 году и до 63 лет к 2034 году для женщин.

По словам инсайдера, сохранение пенсионных льгот в существующих возрастных рамках — это самый легкий вопрос, который не потребует поиска источников дополнительных средств. Сегодня льготы финансируются из бюджетов регионов, и эти средства просто оставят в нынешних объемах. Хотя в правительстве не преминули напомнить, что и так недополучают немало денег из-за «поблажек» пенсионерам. Например, по подсчетам Минфина одно только освобождение пенсионеров от налога на недвижимое имущество в 2018 году обошлось бюджету в 36,6 млрд руб. Эксперт группы суверенных рейтингов АКРА Елена Анисимова подсчитала, что если бы уже со следующего года новый пенсионный возраст вступил в силу, местные бюджеты на этой льготе сэкономили бы 13 млрд. рублей. С другой стороны, если льготы оставить в нынешних возрастных рамках, это не дополнительные расходы, а «упущенная выгода».

Также пожилые граждане освобождаются от налогообложения шести соток земельного участка, имеют региональные льготы на проезд в общественном транспорте и получают разного рода выплаты из местных бюджетов в качестве надбавок. Некоторым пенсионерам регионы также субсидируют оплату коммунальных услуг. На это имеют право пожилые граждане, чьи коммунальные платежи превышают 22% среднего дохода всех проживающих вместе с ними членов семьи или 15%, если в семье больше нет трудоспособных.

Директор Института реформирования общественных финансов РАНХиГС Владимир Климанов считает, что объем льгот, которые предоставляются пенсионерам, достаточно значим для местных бюджетов. По стране в целом он может насчитывать десятки, а то и сотни миллиардов в год. Однако нужно учитывать, что при повышении пенсионного возраста упадет покупательная способность населения, что также отразится на местных бюджетах, поэтому им нужно как-то поддержать пожилых россиян.

Кандидат экономических наук, председатель правления «Института динамического консерватизма» Андрей Кобяков считает обсуждение послаблений позитивным знаком, но убежден, что смягчать нужно не только вопрос льгот, но и пенсионную реформу в целом.

— В столь радикальном варианте, который предлагает правительство, пенсионная реформа представляется мне совершенно не обоснованной и искусственной. Острой необходимости в таком шаге нет. Косвенно это признал и президент Путин, который в своем комментарии сказал, что еще на десять лет мы могли бы обеспечить выплаты бюджетом. Более того, только в условиях этого года дополнительные нефтегазовые доходы, которые получит государство, исчисляются суммой не меньше трех триллионов рублей. Этих денег хватает, чтобы профинансировать половину президентского майского указа.

Возможно, повышение пенсионного возраста объективно и назрело бы. Но нынешняя пенсионная реформа, во-первых, принимается поспешно. Реальный возраст жизни после достижения пенсионного возраста у нас отнюдь не соответствует нормам развитых стран, которые нам ставят в пример. Поэтому двигаться к этим возрастным ориентирам нужно гораздо медленнее. Да и сами эти ориентиры сильно завышены. Я бы ожидал смягчения пенсионной реформы, которая объективно является экстремальной.

«СП»: — А во-вторых?

— Второй момент в том, что пенсионная реформа подрывает все рейтинги власти. Последние опросы показывают очень негативную динамику. Дело не в том, что упали рейтинги правительства, конкретных фигур или отдельных ветвей власти, а в том, с какой скоростью это происходит. Кроме того, обратите внимание, что свежие опросы фиксируют резко негативное отношение населения не только к экономическим вопросам. Наметился и откат в одобрении внешнеполитической линии президента, которая являлась основой «крымского консенсуса». Рейтинг президента был очень высоким именно благодаря внешнеполитической составляющей. Теперь же начинают рушиться и эти фундаментальные показатели, которые обеспечивают народную легитимность верховной власти.

Это очень опасная тенденция. И в этом смысле пенсионная реформа может оказаться той соломинкой, которая переломила хребет верблюду. Проблема даже не в том, что непосредственно сейчас могут возникнуть социальные беспорядки. Нужно иметь в виду, что в условиях растущего санкционного давления на Россию сплоченность общества и поддержка институтов власти, прежде всего, президента, — это единственное, что страхует нас от «цветных революций».

Мне кажется, власть должна была провести определенную рефлексию, все проанализировать и понять, что принимать реформу в предложенном изначально виде практически невозможно. Тем более что уже есть несколько инициатив по проведению референдума по этому вопросу. И тогда пенсионная реформа может стать очень большой проблемой, которую себе на голову власть искусственно обрушила в самых неблагоприятных внешних обстоятельствах.

Любое смягчение пенсионной реформы можно только приветствовать. Я считаю, что оно должно касаться не только пенсионных льгот, но и сами возрастные планки должны быть пересмотрены. После того, как общественное мнение отреагировало на цифры 65−63, вполне можно было повысить пенсионный возраст только до 63 и 60, и народ к этому отнесся бы несколько по-другому. Я бы не исключил такого смягчения, и считаю информацию о сохранении льгот позитивным сигналом.

Если, конечно, это не просто информационный «слив». В последнее время многие СМИ писали о том, что и в «Единой России», и в Госдуме продумывают варианты смягчения реформы. Поживем — увидим. Но то, что такие дискуссию ведутся — это положительный сигнал, если это не чистый пиар.

«СП»: — Может, реформа специально анонсировалась в таком жестком виде, чтобы потом смягчить ее и тем самым успокоить общество?

— Такой вариант нельзя исключать, но меня поражает упорство, с которым заинтересованные ведомства и министры пытаются, кстати, весьма неуклюже, защищать именно этот радикальный вариант, утверждая, что альтернативы нет. Хотя он вызвал негативную реакцию даже у вполне провластных экспертов и структур. Совет по правам человека выражал свою обеспокоенность. И даже Счетная палата Алексея Кудрина, которого никак нельзя назвать противником пенсионной реформы, заявила, что не удовлетворена проектом закона, так как в нем нет необходимых расчетов. Трудно сказать, насколько это верно, но я бы не исключал, что заявили один вариант реформы, а протащат в итоге другой, более мягкий.

«СП»: — И тогда общество не будет жаловаться на непопулярные меры?

— Они не просто непопулярные, они еще и имеют откровенно антисоциальный характер. Если посчитать пенсионную недоплату, которую не получат за пять лет мужчины и за восемь женщины, это миллионы рублей. На одно домохозяйство стоимость недополученных пенсионных выплат составит стоимость однокомнатной квартиры, пусть и не в Москве. Вместо этого пенсионеры смогут рассчитывать на какие-то мифические прибавки, которые в законе не закрепляются, но их обещают.

С прибавками, кстати, тоже смешная история. Половина этой прибавки и так должна существовать, потому что пенсия должна фиксироваться по инфляции. На мой взгляд, реформа имеет откровенно грабительский характер. Она была бы обоснована только в одном случае — если бы у нас были проблемы с бюджетом. У нас же, напротив, профицитный бюджет и дополнительные нефтегазовые расходы, которые мы продолжаем складывать в кубышку Фонда национального благосостояния.

«СП»: — Тем не менее, на днях спикер Госдумы Володин заявил, что дефицит у нас огромный и нужно вообще говорить о том, будут ли государственные пенсии или нет…

— Думаю, он говорил про дефицит Пенсионного фонда. Но я не знаю, есть ли в мире хоть одна страна, может быть, за исключением Норвегии, где бы не было пенсионного дефицита. Во-первых, это не специфически российская проблема, в, во-вторых, она решается прямыми бюджетными выплаты. Если у вас не хватает для этого доходов бюджета, значит, надо эти доходы увеличить, и способов для этого предостаточно. Это огромный спектр, начиная с того, чтобы повысить планку отсечения нефтегазовых доходов по бюджетному правилу, и заканчивая введением налога на сверхбогатсво и роскошь. Они обсуждаются в Госдуме больше десяти лет, но ни один из этих налогов так и не был принят.

Мы живем с плоской шкалой налогообложения, а большинство развитых стран — с прогрессивной. Если вы хотите пенсионный возраст, как у них, сделайте такую же налоговую систему. У нас федеральный бюджет составляет в разные годы 16−17% от валового внутреннего продукта. Посмотрите на те страны, которые приводят нам в пример в случае пенсионного возраста. В Германии бюджет — это 45% от ВВП, во Франции — 60%, в Швеции — больше 60%. Получается, у нас фискальная система недобирает, она сверхлиберальная. И после этого вы думаете, где бы найти деньги, чтобы покрыть дефицит Пенсионного фонда? Мне, как экономисту, смешно об этом слышать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *