Для кого снизится стоимость ОСАГО после расширения тарифного коридора

Водители, которые безаварийно водят машину в течение двух-трех лет, могут получить снижение стоимости полиса ОСАГО после расширения тарифного коридора на 20% вниз и вверх. Об этом сообщил зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин в ходе парламентских слушаний по реформе ОСАГО в Совете Федерации.

«Мы действительно обещали провести дополнительные актуарные расчеты по оценке стоимости полисов ОСАГО. И наши предварительные оценки показывают, что средняя стоимость полиса должна приблизительно остаться на том же уровне, на котором она есть сегодня. И мы уверены, что есть сегодня потенциал для того, чтобы те водители, которые безаварийно водят машину, предположим, в течение двух-трех лет, они бы получили даже какое-то снижение дополнительное полисов, по сравнению с тем, что есть сегодня», — сказал он. У ряда молодых и «аварийных» водителей цена полиса вырастет, признавали ранее ЦБ и Российский союз автостраховщиков.

Сейчас система тарификации в ОСАГО такова, что ряд водителей недоплачивает за полис ОСАГО, а ряд — переплачивают, отметил Чистюхин. ЦБ и Минфин заявляют, что цель ценовой реформы ОСАГО — индивидуальный тариф для каждого водителя.

«Город Пермь, возраст 50 лет, стаж 15 лет у водителя. На сегодняшний день он переплачивает примерно 67% от той системы тарификации. Если бы был индивидуальный тариф, он бы платил меньше. Город Ростов-на-Дону, возраст 41 год, стаж 6 лет. Этот водитель недоплачивает приблизительно вдвое», — привел примеры Чистюхин.

О реформе

Реформу тарификации ОСАГО планируется провести в несколько этапов — первым должно стать расширение тарифного коридора по ОСАГО на 20% вниз и 20% в вверх. Это может произойти не раньше ноября.

Вторым этапом должны стать законодательные изменения, предложенные Минфином — отмена ряда коэффициентов в ОСАГО и введение полисов с разными лимитами и сроками действия.

«Хорошие водители не будут платить за плохих»

Центробанк РФ сообщает, что стоимость ОСАГО вырастет, но не сразу и не для всех. Водители с хорошей страховой историей на экологичном транспорте получат скидку.

«Не предполагается общего увеличения страховой премии, но для каждой отдельной категории может быть либо увеличение, либо понижение. С учетом расширения тарифного коридора мы планируем для наиболее рискованных водителей ограничить (рост тарифа) 5% на данном этапе. Потом будем эту дифференциацию увеличивать», — сказал Владимир Чистюхин, зампред ЦБ РФ.

В Центробанке РФ посчитали, что водители от 16 до 24 лет ездят наиболее рискованно и коэффициенты для них должны быть повышены. Водители в возрасте 25–34 лет получат пониженный коэффициент — на 4–5%.

Чистюхин добавил, что предложенные реформы — вопрос перспективы, их еще необходимо обсудить с экспертами.

«Нарушитель правил или начинающий водитель получит тариф, больший, чем сейчас. А аккуратный водитель с большим стажем — меньший. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих. Опыт Германии показывает, что при одномоментном освобождении тарифов произошло их падение. И на прежнюю величину ставки тарифов не вернулись, даже несмотря на инфляцию», — сказал Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков (РСА).

Страховщики называют предполагаемые реформы «либерализацией». «Все идет к тому, чтобы был конкретный тариф для каждого человека, исходя из его бэкграунда. Так происходит при определении стоимости КАСКО. Цена полиса КАСКО для водителей отличается в разы. Цель — приучить людей к тому, что на стоимость полиса ОСАГО будет серьезно влиять поведение на дороге», — говорит Игорь Иванов, замгендиректора страхового общества «РЕСО-Гарантия».

Кто такие «хорошие» и «плохие»

Эксперты считают, что сейчас страховщики при составлении тарифов учитывают не все.

«Чаще случаются аварии с участием автомобилей со средним пробегом более 30 тыс. км в год , по нашим данным. А именно — в 2,2 раза выше, чем для автомобилей с пробегом до 5 тыс. км и менее. Этот момент редко попадает в поле зрения страховщиков, — говорит Александр Груздев, директор GiPA Russia. — Также на аварийность в некотором роде влияет класс автомобиля. Понятно, что спортивный автомобиль больше склонен к нарушению ПДД, чем семейный минивэн. Также результаты наших исследований говорят, что на аварийность влияет семейное положение водителя и наличие детей. Женатые люди в аварии попадают реже».

Опытные водители, которые платят меньше, не всегда водят безопаснее тех, кто платит за риски бо́льшую цену. ГИБДД регулярно составляет «портрет» среднестатистического опасного водителя. Например, типичный нарушитель ПДД в Москве — это мужчина, гражданин РФ, представитель рабочей профессии или профессиональный водитель.

По статистике GiPA, добавляет Груздев, наиболее часто попадающие в аварию водители — это начинающие молодые автомобилисты, но следом за ними идет группа водителей от 65 лет. «Первые чаще попадают в аварии из-за неопытности, а вторые — уже из-за сниженной реакции, проблем со зрением. Наименее опасная группа водителей по возрасту — водители 35–49 лет: аварии с их участием случаются на 35% реже, чем с участием молодых автомобилистов», — перечисляет эксперт.

Как могут измениться тарифы

Общий рост цен на ОСАГО все же произойдет, это дело времени, говорят эксперты. Страховые компании давно заявляют об убыточности ОСАГО. Цены на полисы не повышались с 2015 года.

«По итогам 2017 года ОСАГО по стране принесло убыток страховому рынку, он составляет 14,8 млрд рублей, — говорит Владимир Чистюхин. — Недостаточность тарифа ОСАГО в целом по стране составляет 47%. ЦБ РФ планирует расширить тарифный коридор ОСАГО на 20% вверх и вниз летом 2018 года».

«Изменение тарифов нужно, чтобы компенсировать убыточность в этом виде страхования, на которую длительное время жалуются страховщики. Повышение цен должно положительно отразиться на физической доступности полисов ОСАГО, с которой существуют давние проблемы». «Мы предполагаем, что в итоге базовый тариф может вырасти на 25–50%», — считает Дмитрий Жуков, руководитель направления «Страхование» финансового супермаркета «Банки.ру».

По его данным, для начинающего водителя возрастом до 22 лет и стажем до трех лет, использующего автомобиль мощностью 150 л.с., стоимость ОСАГО составит от 17 297 до 20 754 рублей. Если стаж более трех лет, а возраст менее 22 лет, то стоимость будет колебаться от 15 375 до 18 448 рублей.

Юг и Поволжье — проблема для страховщиков

Цены на полисы могут вырасти в отдельных регионах, которые у страховщиков считаются запредельно убыточными, потому что число ДТП — ощутимое, а водители обращаются не напрямую в страховые компании, а к автоюристам.

«Это Волгоградская область, Краснодарский край и Ростовская область. Поволжье — тоже убыточный регион. Потребители в этих субъектах должны понимать: если они не изменят модель поведения при попадании в аварию, для них будут повышаться тарифы», — объясняет Игорь Иванов.

Липовые полисы

Эксперты добавляют, что страховщикам стоит опасаться черного рынка полисов ОСАГО.

«Не стоит забывать, что уже при нынешних ценах очень много желающих приобрести поддельные полисы ОСАГО. Купить бумажку — дешевле, — считает Александр Груздев. — Конечно, все знают истории о том, как владелец старого автомобиля с липовым полисом попал в аварию, а потом бегал по судам. Но солидное повышение тарифов может привести к тому, что еще больше водителей начнут покупать бумажки без реального договора страхования».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *