Мутко: правительственное распоряжение о двукратном повышении тарифов ЖКХ будет 15 ноября

Повышение тарифов с 1 января 2019 года компенсирует увеличение налога на добавленную стоимость, напомнил вице-премьер

Вице-премьер Виталий Мутко рассчитывает, что распоряжение правительства о повышении тарифов ЖКХ в 2019 году в два этапа будет опубликовано в середине ноября.

«Мы до 15 ноября должны будем выпустить распоряжение правительства, которое предусматривает двухэтапную индексацию цен для населения, с 1 января на 1,7% по отношению к декабрю, а с 1 июля произойдет индексация для всех групп потребителей по отношению к январю на 2,4%», — сказал он в ходе заседания межправкомиссии по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства.

Повышение тарифов с 1 января 2019 года компенсирует увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), напомнил Мутко. Правительство будет следить за ситуацией в регионах из-за повышения тарифов, добавил он. «В феврале — марте 2019 года ФАС совместно с Минстроем и Минэнерго будет проведен мониторинг финансового положения ресурсонабжающих организаций, и посмотрим, что будет происходить с тарифами», — пояснил он.

Мутко добавил, в связи с принятым решением отрасли ЖКХ предстоит поиск финансовых резервов. Среди них вице-премьер назвал дебиторскую задолженность перед коммунальной отраслью, чей размер составляет 1,4 трлн рублей.

Вице-премьер Виталий Мутко рассчитывает, что двойное повышение тарифов ЖКХ в 2019 году не скажется на размере платежей.

«Я надеюсь, что мы сможем удержать работающее жилищно-коммунальное хозяйство и не поднимем платежи выше ранее запланированного», — сказал он журналистам.

Он напомнил, что с 1 января тарифы для населения, связанные с коммунальными платежами, повысятся на 1,7%, а с 1 июля 2019 года еще на 2,4%. «Что в совокупности даст нам тот показатель, который мы определили в долгосрочном прогнозе — не выше 4,2% инфляции», — сказал он.

«Это связано с тем, что с 1 июля вводится налог на добавленную стоимость, — пояснил зампред правительства. — Он коснется всего жилищно-коммунального хозяйства, и те деньги уйдут в бюджет. Коммунальная отрасль получит возможность в следующем году проиндексировать тарифы практически на 2,4%».

Мутко добавил, что предстоит серьезная работа по оптимизации расходов, издержек, по возвращении дебиторской задолженности перед коммунальной отраслью. При этом он заверил, что людям, у которых совокупный платеж будет превышать допустимые нормы, бюджеты субъектов РФ будут оказывать поддержку, дотировать и выплачивать компенсации.

В правительстве решили, как компенсировать коммунальщикам повышение НДС с 1 января 2019 года

Каждый год россиян традиционно ждет индексация тарифов ЖКХ. Из-за грядущего повышения налога на добавленную стоимость (НДС) Минэкономразвития (МЭР) предложило на 2019 год и новый план повышения тарифов. В итоге правительство его утвердило.

Предложение Минэкономразвития

1

Министерство предложило проиндексировать тарифы ЖКХ в 2019 году в два этапа: с 1 января — на 1,7% и с 1 июля — еще на 2,4%.

Рост останется прежним

2

Сейчас по закону тарифы повышаются один раз в год — с 1 июля. Предельный рост платежа в среднем по России не должен превышать целевую инфляцию, то есть около 4% в 2019 году.

Таким образом, власти рассчитывают, что общий рост за год при двухэтапной схеме должен остаться примерно таким же — 4,1%.

Но окончательный размер повышения зависит от регионов, для которых правительство устанавливает предельные индексы роста. Они могут быть как выше, так и ниже средней по стране ставки.

Компенсация повышения НДС

3

В Минэкономразвития объяснили свое предложение необходимостью синхронизировать индексацию тарифов с повышением НДС на 2% с 1 января 2019 года. Это поможет компенсировать издержки ресурсоснабжающих компаний, которые возникнут из-за изменения НДС.

Как подсчитали ранее в Ассоциации «ЖКХ и городская среда», при повышении НДС только за первое полугодие коммунальщики рискуют потерять до 45 млрд рублей, а общий долг в отрасли в 2019 году может вырасти до 1,5 трлн рублей.

При этом именно стоимость услуг при индексации с 1 января никак не поменяется — вырастет только величина налога, включенного в платежку.

Возможные поправки в закон

4

Чтобы реализовать предложение Минэкономразвития могут потребоваться поправки в законодательство. Так как действующие нормы регламентируют, что тарифы на 1 января не могут превышать тарифы на 31 декабря предыдущего года, а индексация проводится 1 июля.

Поэтому, чтобы избежать противоречий, в ведомстве предложили оставить в силе эти ограничения, но сделать разовое исключение из-за повышения НДС. При этом совокупный рост платы по итогам 2019 года должен остаться, как упоминалось ранее, в пределах целевой инфляции.

Другой вариант

5

Было и другое предложение — от Минэнерго.

Ведомство поддержало идею о двойной индексации, но вот сами тарифы хотело увеличить с 1 января на 1,7%, а с 1 июля — еще на 4%. Первое изменение должно было помочь отыграть повышение ставки НДС, а второе — непосредственно инфляцию.

Таким образом, общий рост тарифов мог бы составить около 6%, то есть выше предложения Минэкономразвития.

ФАС выступала против

6

ФАС не поддержала идею Минэкономразвития о двухэтапной индексации тарифов ЖКХ в 2019 году.

Глава службы Игорь Артемьев объяснял, что в большинстве регионов тарифы и так уже необоснованно завышены. Ведомство согласилось повысить тарифы дополнительно на 1,7% с 1 января только в тех регионах, они ниже «эталона».

А вот там, где они выше, ФАС предлагала либо снизить их, либо перевести их в обязательные инвестиции, то есть направить доход от высокого тарифа на ремонт и модернизацию.

Услуги ЖКХ

7

Эксперты напомнили, что в Жилищном кодексе нет понятия «жилищно-коммунальных услуг» — в нем говорится о плате за жилое помещение, за содержание жилого помещения (капитальный ремонт) и за коммунальные услуги.

Согласно кодексу, в коммунальные услуги входят:

•  холодная и горячая вода;

•  отведение сточных вод;

•  электричество;

•  тепло;

•  газ, бытовой газ в баллонах;

•  твердое топливо (при печном отоплении);

•  обращение с твердыми отходами.

Мнение экспертов

8

В инициативе Минэкономразвития можно найти как свои плюсы, так и минусы, считают эксперты.

С одной стороны, реализация может способствовать модернизации российского коммунального комплекса. С другой, грозит увеличить расходы региональных бюджетов на выплаты компенсаций социально незащищенным категориям граждан.

Рост тарифов традиционно ляжет на плечи населения, отметил председатель президиума ассоциации ТСЖ Ростовской области Сергей Атаманенко, при этом поэтапность не сыграет значимой роли.

В Центре общественного контроля ЖКХ Ленинградской области призывают жилищно-коммунальные хозяйства повышать эффективность работы и таким образом компенсировать выпадающие доходы.

Кроме того, любое повышение тарифов сказывается и на общей инфляции. Но основным фактором, который на нее повлияет, в 2019 году все равно останется изменение НДС.

Эксперты: повышение тарифов улучшит положение ЖКХ, но ударит по бюджетам регионов

Региональные власти на данный момент не готовы гарантировать, что в местных бюджетах с 1 января 2019 году будут предусмотрены средства на выплаты компенсаций на оплату коммунальных услуг

Повышение тарифов с 1 января, а затем с 1 июля 2019 года, предложенное Минэкономразвития РФ в связи с предполагаемым увеличением НДС до 20%, может послужить толчком для модернизации коммунального комплекса страны, но при этом приведет к росту расходов региональных бюджетов на выплаты компенсаций социально незащищенным категориям граждан. Об этом ТАСС рассказали эксперты отрасли ЖКХ и представители областных и краевых властей.

Ранее сообщалось, что Минэкономразвития РФ направило в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) предложение об индексации тарифов ЖКХ в 2019 году в два этапа: на первом этапе — в связи с предполагаемым ростом НДС (с 1 января — на 1,7% ), на втором — за счет ежегодной индексации (с 1 июля — на 2,4%).

При этом общая индексация тарифов ЖКХ не должна превысить целевую инфляцию в 4%. Пока окончательного решения не принято.

Между экономией и модернизацией

Региональные власти на данный момент не готовы гарантировать, что в местных бюджетах с 1 января 2019 году будут предусмотрены средства на выплаты компенсаций на оплату коммунальных услуг. «Насколько повысится цена услуг в среднем, трудно сказать. Среднегодовой рост по Тамбовской области в июле 2019 года должен составить около 4%, но услуги разные: электричество — одно, вода и водоотведение — другое, то есть для кого-то [цены на услуги вырастут] больше, для кого-то меньше. Субсидии однозначно будут увеличиваться, но с 1 января или нет, пока сказать не могу», — сообщил  заместитель начальника управления по регулированию тарифов Тамбовской области Сергей Бирюков.

Основная нагрузка при повышении тарифов в любом случае ляжет на население, считает председатель президиума ассоциации ТСЖ Ростовской области Сергей Атаманенко, при этом поэтапность не сыграет значимой роли. Увеличение социальных субсидий в связи с ростом тарифов, по его словам, возможно далеко не во всех регионах страны. «Субсидии зависят от бюджета. Если, например, Ростовская область получит дополнительные доходы, возможно, она что-то сделает. Но больше половины страны — дотационные регионы», — пояснил он.

Председатель общественного совета при госкомитете Псковской области по строительству и ЖКХ Алексей Кириллов надеется, что в конечном итоге правительство не примет рекомендации Минэкономразвития. «2%, на которые увеличится НДС, — это не такая большая сумма, чтобы говорить о каких- то серьезных колебаниях. Мы же понимаем, что у нас тариф для населения ниже, чем для организаций, и он компенсируется за счет региональных бюджетов, и может получиться, что не для населения тариф поднимут, а бюджет будет это компенсировать», — сказал собеседник агентства.

Как рассказал ТАСС председатель общественной палаты Саратовской области Александр Ландо, повышение тарифов может стать тяжелым бременем для бюджета, но, с другой стороны, позволит модернизировать сети. «Очевидно, что бюджетные расходы также увеличатся. С другой стороны, повышение могло бы позволить модернизировать сети в Саратове, которые не в лучшем состоянии. Например, больше 50% тепловых труб, которые проходят над землей, у нас не изолированы, а значит, мы несем большие потери. Модернизация могла бы в конечном итоге привести к экономии», — сказал Ландо.

Энергоэффективность, налоги и законы

Руководитель Центра общественного контроля ЖКХ Ленинградской области Сергей Худяев считает, что решение о поэтапной индексации тарифов негативно отразится на населении региона и что компании «ЖКХ вполне могли бы поработать над эффективностью и компенсировать выпадающие доходы, а не перекладывать проблемы на потребителей». «Надо повышать свои показатели работы, а не пытаться урвать как можно больше у потребителей», — отметил Худяев.

Исполнительный директор национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что повсеместное увеличение тарифов применять неправильно. «Далеко не все предприятия коммунального комплекса платят НДС, определенная их часть пользуются упрощенной системой налогообложения. Нужно уходить от практики повсеместного повышения тарифов и разбираться с каждым предприятием отдельно», — отметила она.

Заслуженный энергетик РФ Михаил Яворский считает, что вопросы энергосбережения нужно закрепить на законодательном уровне. «У нас, к сожалению, федеральный закон № 261 («Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности») на сегодня свелся исключительно к сфере ЖКХ и к энергосбережению в квартирах. А ведь это лукавство, когда мы сдерживаем тариф для населения, а тарифы и расходы на энергию предприятий формирует рынок. В конечном счете, все равно за это заплатим мы с вами, но только не по квитанциям ЖКХ, а в магазине, покупая, например, продукты», — сказал Яворский.

Возможные риски поставщиков

В министерстве ЖКХ и энергетики Якутии отметили, что ситуация с индексацией тарифов в начале года может пошатнуть финансовое положение поставщиков коммунальных услуг, так как «свои расходы они уже с 1 января будут нести с повышенным НДС без каких-либо отсрочек, а доходы с входящим НДС получат позже».

Руководитель государственной жилищной инспекции Адыгеи Илона Кравцова, которая является постоянным участником комиссий по взысканию задолженностей за услуги ЖКХ, уверена, что поэтапное повышение тарифов — удар для ресурсоснабжающих организаций. «В Адыгее есть предприятия ЖКХ, для которых установленный экономически обоснованный тариф не покрывает всех затрат этой ресурсоснабжающей организации. Поэтому то, что предлагает Минэкономразвития с поэтапным повышением, — это удар по ним в первую очередь, они получат убытки и их долги увеличатся», — сказала она.

Руководство тепловой компании «Новгородская», которая является основным поставщиком услуг теплоснабжения в регионе, инициативу Минэкономразвития поддержало. «Но мы считаем, что необходимо более точно отнестись к расчетам, так как при детальном расчете цифры могут быть некорректными и не в полной мере отражать баланс интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей», — сказал  заместитель генерального директора компании Юрий Маланин.

Как сообщили  в «Коми тепловая компания», крупнейшем коммунальном предприятии в Республики Коми, сейчас нет понимания юридического оформления двухэтапного повышения тарифов. «Ведь коммунальные тарифы нельзя превышать чаще, чем раз в год», — отметили в компании, пояснив, что в целом поддерживают предлагаемую схему повышения тарифов.

Принять как неизбежное

Председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Ленинградской области Сергей Кузьмин считает, что население региона не пострадает от возможного нововведения. «Тарифы ЖКХ ежегодно повышаются в июле примерно на 4%. Управляющие компании готовы, жители знают, поэтому вопросов «почему так происходит?» не звучит. Если говорить про два этапа, то разница для людей небольшая», — сказал Кузьмин, добавив, что предложение Минэкономразвития станет выгодным для ресурсоснабжающих компаний, которые получат возможность заработать больше уже в первом полугодии 2019 года.

Депутат Госдумы РФ от Свердловской области, экс-министр строительства и развития инфраструктуры региона Сергей Бидонько отметил, что предложение Минэкономразвития позволит обеспечить финансовую устойчивость системы ЖКХ и идти на этот непопулярный шаг нужно, если тому есть экономическое обоснование.

«Предложение направлено, в первую очередь, на то, чтобы система ЖХК особенно в зимний период работала стабильно и была достаточно финансово обеспечена. Стоит рассуждать не в контексте «нравится или нравится», а в контексте, «есть ли экономическое обоснование этого вопроса». Если есть и деваться некуда, то нужно идти на этот шаг», — заключил Бидонько.

Мутко ответил на вопрос о мусорных тарифах словами «страшно называть». Вице-премьер Виталий Мутко заявил, что в правительстве обсудят последствия «мусорной реформы», одним из последствий которой может стать резкий рост тарифов на вывоз твердых бытовых отходов

Возглавляющий правительственную комиссию по региональному развитию Виталий Мутко заявил, что исходя из прогнозов можно говорить о сильном росте тарифа на сбор твердых бытовых отходов. «В некоторых регионах серьезный. Страшно называть», — заявил вице-премьер, отвечая на вопрос корреспондента РБК.

Мутко объяснил, что сейчас тариф на сбор мусора никак не регулируется правительством. «Операторы сейчас выставляют тарифы, это нерегулируемо. Губернатор, который принимает решение, должен понимать, что каждый гражданин платит рублем за вывоз мусора», — добавил он.

«Здесь мы на разум рассчитываем, но видя, что сегодня запросы очень большие, я думаю, что правительство еще к этой теме вернется», — заверил вице-премьер.

Он уточнил, что сейчас проблемами сбора мусора занимается Министерство экологии. «Мы договорились, что в ближайшее время они сформулируют подходы», — сказал Мутко.

С 1 января 2019 года Россия должна перейти на новую систему утилизации отходов, для ее запуска регионам было необходимо до 1 марта принять территориальную схему обращения с отходами, до 1 мая выбрать на конкурсе регионального оператора по вывозу и переработке мусора, подписать с ним соглашение и до 1 июля утвердить новые тарифы для населения.

В результате реформы в каждом регионе появится компания-оператор, которая будет отвечать за вывоз и безопасную утилизацию мусора, а также территориальные схемы обращения с отходами — подробные карты и описания всех объектов «мусорной инфраструктуры».

С 1 января 2019 года Россия перейдет на новую систему вывоза мусора и новый порядок оплаты этой коммунальной услуги. По разным оценкам, ее стоимость для населения может вырасти от 4 до 60 (!) раз. «НИ» попытались разобраться, по каким сценариям пойдет «мусорная» реформа.

В субъектах России начали поднимать «мусорные» тарифы. Произошло повышение, например, в городе Камышине Волгоградской области. Жители заволновались: «С чего бы это? Помойка какой была, такой и осталась, а цена за нее больше». «Глава муниципалитета руки к верху: «Не наша компетенция! Все вопросы – к региональному оператору». А мы его и в глаза не видели – ни договоров, ни расценок, — ничего, — описывает ситуацию «ВКонтакте» волгоградский активист Олег Кораблев. — Поехал разбираться в область, в комитет по ЖКХ. Они там сами в шоке: тарифы на вывоз ТКО выросли по всей России, и не на 30%, как у нас, а в 20-50 раз.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *