Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Переводы пенсионных накоплений из НПФ заморозят

Часть негосударственных пенсионных фондов (НПФ) хочет заморозить на три года переводы пенсионных накоплений. Такой законопроект разработан Ассоциацией НПФ и обосновывается потерей денег гражданами. Впрочем, в Национальной ассоциации НПФ утверждают, что их коллеги руководствуются не интересами граждан, а интересами НПФ, столкнувшимися с оттоками клиентов. Эксперты предлагают просто отменить нормы, по которым граждане теряют инвестиционный доход.

Совет саморегулируемой организации Ассоциация НПФ (АНПФ) 11 апреля поддержал предложение «о необходимости приостановить досрочные переходы (переводы пенсионных накоплений граждан между страховщиками.— “Ъ”) в целях защиты интересов застрахованных лиц», говорится в сообщении пенсионной СРО. С такой инициативой выступила заместитель гендиректора инвесткомпании «Регион», курирующая пенсионный бизнес, Галина Морозова.

Совет поручил президенту СРО Сергею Белякову провести необходимые консультации с комитетом Госдумы по финансовому рынку, Минфином, Банком России и Пенсионным фондом России (ПФР), с тем, чтобы внести подготовленный законопроект в Госдуму. Такая инициатива обосновывается «массовыми случаями злоупотребления доверием граждан при досрочных переходах», которые, по мнению СРО, стали причиной «существенных потерь инвестдохода» застрахованных лиц.

Согласно действующим нормам, в случае досрочного перехода (раньше, чем один раз в пять лет) гражданин теряет накопленный с момента прошлого перехода инвестдоход. С 2015 года, когда правила вступили в силу, застрахованные лица потеряли не менее 120 млрд руб. пенсионных накоплений. Единственный раз переход граждан между страховщиками приостановили во время вступления в силу системы гарантирования, когда заявления 2013−2014 годов исполнялись одномоментно — в первом квартале 2015 года.

В разработанном АНПФ законопроекте (с ним ознакомился «Ъ») приостановка приема досрочных заявлений планируется до 31 декабря 2022 года.

В пояснительной записке указано, что принятые ранее меры по предотвращению «злоупотребления доверием граждан», а именно отмена переходов через удостоверяющие центры, информирование о теряемом инвестдоходе и т. д.,оказались недостаточны.

Авторы законопроекта указывают, что негативный информационный фон в результате массовых потерь граждан может отразиться на восприятии ими разрабатываемой концепции ИПК.

«Тему моратория на переходы поднимают фонды, которые из года в год показывают убытки и из которых в последние годы бегут люди. Это как раз крупные фонды, входящие в АНПФ», — указывает президент Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) Константин Угрюмов. В НПФ «Сафмар», входящем в АНПФ, заявили, что поддерживают предложение СРО, и также обосновали свое согласие потерями граждан. Инициатор нынешнего предложения госпожа Морозова курирует работу НПФ «Будущее» (член АНПФ), также столкнувшегося с крупными оттоками клиентов по итогам кампании прошлого года. В НПФ «Открытие» (член АНПФ), из которого второй год подряд активно уходят клиенты, также не возражают против «заморозки» переходных кампаний, говорит человек, близкий к фонду. В АНПФ, фондах «Будущее» и «Открытие» не ответили на запрос «Ъ».

Вопрос о необоснованных потерях гражданами денег неоднократно поднимался на пенсионном рынке. «Как альтернатива предложению АНПФ может быть разрешение на досрочные переходы для застрахованных лиц, у которых прошел пятилетний период и они могут забрать весь инвестдоход, а также для застрахованных лиц из фондов, находящихся в стадии реорганизации», — предлагает решение господин Угрюмов, называя предложение АНПФ «пенсионным рабством».

Единственным имеющим смысл решением проблемы потери гражданами инвестдохода, в отсутствие новых взносов в систему ОПС, является отмена этой законодательной нормы, показавшей свою абсолютную бесполезность. По его мнению, все остальные предложения в той или иной форме ущемляют права граждан.
Павел Митрофанов

управляющий директор агентства «Эксперт РА»

Ни в ПФР, ни в Минфин, ни в ЦБ предложения АНПФ пока не поступали. Однако в Банке России отметили, что в курсе обсуждения участниками рынка темы досрочных переходов. «На наш взгляд, оценка правоприменения вступивших в силу изменений на сегодняшний день является преждевременной… При этом мы видим существенное снижение количества переходов между фондами в 2018 году относительно 2017 года, а также сокращение числа жалоб по данной тематике», — заявили в ЦБ.

Сейчас гражданин может подать заявление о переводе своих пенсионных накоплений либо лично явившись в отделение ПФР или МФЦ, либо послав заверенную нотариусом бумагу в ПФР. В случае использования электронного канала связи для подачи заявления — ЕПГУ и ЛКЗЛ — гражданин должен заверить заявление усиленной квалифицированной электронной подписью, которая формируется удостоверяющими центрами.

Почти все стороны, представившие отзывы на возможность использования ПЭП, включая Минфин, Минтруд, Минкомсвязь и ЦБ, согласны на введение простой подписи. Против ее использования выступают ПФР, рассказал один из источников «Ъ». «Вопрос в основном заключается в том, чтобы, с одной стороны, сделать процесс перевода пенсионных накоплений удобным для людей, а с другой — обеспечить надлежащий уровень безопасности средств граждан», — утверждает представитель ПФР. «Чтобы исключить риск неправомерного перевода пенсионных накоплений, более целесообразно использовать КЭП, которая обеспечивает однозначную идентификацию ее владельца, неизменность электронного заявления после его подписания, актуальность самой подписи», — считает гендиректор НПФ «Сафмар» Денис Сивачев. «При подписании документа ПЭП есть только запись в базе данных, которая легко может быть подделана как в момент создания, так и в процессе хранения/передачи», — указывает заместитель гендиректора НПФ «Газфонд ПН» Антон Шпилев. Если для перевода пенсионных накоплений будет решено использовать только ПЭП, то потребуется, в том числе, и «пересмотр модели защиты информационных систем электронного правительства, а также внедрение новых механизмов обеспечения безопасности персональных данных и пенсионных накоплений граждан», утверждают в «Ростелекоме».

НПФ «Открытие» (бывший «ЛУКОЙЛ-Гарант»), принадлежащий «дочке» ЦБ банку «ФК Открытие», планирует в этом году направить на привлечение клиентов по ОПС около 1 млрд руб., следует из плана закупок фонда на этот год. Согласно документу, фонд может заключить два договора на «привлечение договоров ОПС» общей стоимостью до 789,1 млн руб. Также должен быть заключен договор с удостоверяющим центром, формирующим усиленную квалифицированную электронную подпись, по предельной цене в 130,8 млн руб. Кроме того, планируется проведение конференции для агентов фонда (5,2 млн руб.) и закупка для них 1,5 тыс. планшетов (15,3 млн руб.). Чем определяются такие затраты, в НПФ «Открытие» не ответили.

Остальные НПФ, которые в прошлогодние переходные кампании были основными игроками на рынке привлечения, пока не раскрывают плановые траты на этот год. «Наша цель в 2019 году — сохранить позиции фонда на рынке пенсионных накоплений и резервов», — заявил представитель НПФ «Сафмар». В «ВТБ пенсионном фонде», не назвав плановые цифры, заявили, что «основными каналами продаж останутся офисы фонда, банка ВТБ, Почта-банка». НПФ Сбербанка, а также активно привлекавшие в прошлом году НПФ «Согласие» и «Газфонд пенсионные накопления» не ответили на запрос «Ъ».

Переходная кампания этого года может стать последней в рамках существующей системы ОПС. В начале недели первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что обсуждение системы ИПК начнется в конце января, а замминистра финансов Алексей Моисеев выразил надежду, что соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию. До сих пор планы по внедрению ИПК 1 января 2020 года сохраняются, рассказал источник «Ъ», близкий к внутреннему обсуждению системы. При этом он отметил, что одной из причин ускоренного введения ИПК является боязнь регулятора и правительства перед возможным значительным переделом рынка, который может продлиться два года.

В таких условиях, как отмечает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов, «у основных игроков на рынке привлечения есть аппетит к агрессивным действиям».

По его словам, в отличие от прошлого года, когда планов на год не было почти ни у одного НПФ, в этом году многие фонды готовы начинать масштабное привлечение. Их останавливает лишь нестабильная работа Единого портала госуслуг (ЕПГУ).

Согласно оценке господина Околеснова, учитывая стратегию менеджмента банка «ФК Открытие», а также наличие широкой банковской сети, НПФ «Открытие» рассчитывает привлечь более 500 тыс. новых клиентов по ОПС. «По-видимому, у других основных игроков плановые цифры тоже насчитывают по несколько сот тысяч новых клиентов», — предполагает эксперт. Таким образом, новая переходная кампания может быть в разы мощнее, чем в 2018 году (количество поданных заявлений оценивается в 1,5 млн шт.).

«Нет никаких сомнений, что при организации массового канала привлечения через ЕПГУ все крупные участники рынка им воспользуются в полной мере. Поэтому борьба за клиента на рынке ОПС перед его превращением в рынок ИПК будет жесткой и агрессивной», — соглашается управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

По его словам, в переходную кампанию 2019 года максимальные потери инвестиционного дохода понесут «молчуны», на которых будет сосредоточена активность агентов НПФ.

«При условии если будут переведены миллионы клиентов, потери граждан в результате переходной кампании могут составить десятки миллиардов рублей», — полагает господин Митрофанов. За три года действия закона о потере инвестдохода граждане уже потеряли более 100 млрд руб.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *