Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Плата за проезд перекрестков

По задумке НТИ «Автонет», взимать плату можно было бы за проезд перекрестка или участка дороги в определенные часы, рассказал представитель организации. Например, в периоды, когда дороги максимально загружены. В теории, при необходимости платить за проезд водитель будет стремиться выбрать другой, альтернативный маршрут.

По оценке НТИ «Автонет», приблизительно 10% выберет альтернативный путь, который будет, скорее всего, более длительным, чем если проехать по платному маршруту, если там нет пробки. В итоге, уменьшение трафика в определенные часы в узком месте на 10-20% позволит проехать оставшимся водителям, которые заплатят за проезд ради экономии времени.

Отметим, что в НТИ «Автонет» всерьез намерены протестировать подобную систему. По словам представителя организации, впервые «платные перекрестки» опробуют в рамках проекта «Умный город» в одном из регионов России, который будет определен к 2020 году.

Скорее всего, платные перекрестки появятся в Липецке, Нижнем Новгороде или Ульяновске, пояснил представитель НТИ.

Напомним, что с 15 апреля в России повысились цены на проезд по платным участкам нескольких федеральных трасс. Стоимость проезда изменилась на участках трасс М-4 «Дон», М-3 «Украина» и М-11 «Москва — Санкт-Петербург». Например, для транспортных средств первой тарифной группы (легковые автомобили) на М-4 «Дон» корректировка составит от 5 до 10 рублей в зависимости от платного участка. Для транспортных средств четвертой тарифной группы (большегрузы) на М-4 «Дон» тарифы изменятся на сумму от 10 до 40 рублей в зависимости от участка.

Ранее вопрос о льготном проезде по платным трассам доводили до президента Владимира Путина. В частности, сотрудница НПО «Энергомаш» спросила в ходе встречи у президента, можно ли организовать льготный проезд для работников «Энергомаша» по платной дороге Санкт-Петербург — Москва. «Вряд ли мы сможем нагнуть концессионеров, потому что проект с иностранным участием», — ответил президент на этот вопрос.

«Люди начнут планировать свои поездки и часть водителей — приблизительно 10 процентов, выберет альтернативный путь, который будет, скорее всего, более длительным, чем если проехать по платному маршруту, если там нет пробки», — cказал информагентству представитель «Автонета».

По его словам, уменьшение трафика на 10-20 процентов в определенные часы в узком месте даст возможность проехать 80-90 процентам оставшихся водителей, которые заплатят за проезд для сокращения времени.

Представитель организации ссылается на проведенный в 2006 году эксперимент с перекрестками в Стокгольме. Мол, эффектом от внедрения стало сокращение пробок на 22 процента, а количество ДТП сократилось на 10 процентов.

Примечательно, что именно в Стокгольме нет платных перекрестков. Там есть платный проезд по мостам, а также установлены радары, с помощью которых собирают плату за проезд по некоторым участкам дорог. Да, через Стокгольм бесплатно не проедешь, даже воспользовавшись объездной дорогой. Вопрос только в цене этого проезда. Это так называемый скандинавский вариант платы за въезд в город. Сколько раз машина проехала под камерой, столько раз автовладелец заплатит.

Такой же вариант действует и в Осло. Но в столице Норвегии действительно есть места, где такие камеры сбора денег установлены на перекрестках.

Что же касается сокращения пробок, то, увы, статистика этих стран показывает совершенно иную картину. После внедрения платы за въезд количество транспорта в городе действительно сократилось. Но на следующий год этот эффект пропал. И сейчас трафик в Стокгольме значительно выше, чем было до введения платы.

Примечательно, что плата за въезд повлияла на структуру транспорта. Стало меньше бензиновых и дизельных автомобилей и резко увеличилось количество электромобилей. Ведь с электромобилей плату не берут.

После внедрения платы за въезд количество транспорта в Стокгольме сократилось. Но потом возросло. Трафик уже выше, чем до введения платы

Если в толерантной Швеции к камерам относятся как к неизбежному злу, то в Норвегии автомобилисты с ними активно борются. Примерно как в России с треногами, установленными неизвестно кем.

Как сообщил корреспонденту «РГ» известный защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов, если посмотреть на мировой опыт, то ни в одной стране мира после введения платы за въезд трафик не упал. Он остался на том же уровне, только стал платным.

— В данном случае мы имеем дело с лобби, которое финансово заинтересовано в ведении таких систем, — считает Петр Шкуматов. — Некие структуры планируют заработать на организации платного въезда. И самый цинизм заключается в том, что платный въезд планируется опробовать в одном из самых бедных городов — Ульяновске.

Действительно, в последнее время происходит коммерциализация всего, связанного с владением автомобилем. Платные парковки, платные дороги, штрафы, которые закладываются как доходная часть бюджета региона. Уже и так стоимость владения автомобилем в России поставила мировые рекорды.

Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков заявил корреспонденту «РГ», что он вообще не видит, что тут можно обсуждать.

— Что это за организация такая, которая выступает с такими инициативами? — спрашивает он. — Они разве эксперты в вопросах организации дорожного движения? По-моему, это просто весеннее обострение.

Впрочем, пресс-секретарь НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев утверждает, что информация о предложении решить проблему пробок в России за счет платных перекрестков не соответствует действительности. Экспертных дискуссий по данному вопросу не проводится. Но уже 24 апреля тема инновационных решений умной городской мобильности будет обсуждаться в рамках Международного навигационного форума.

Компетентно

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

— Отдельных платных перекрестков никто создавать не будет: если один перекресток станет платным, затор образуется на соседнем. В любом большом городе существует координированная система управления перекрестками, отдельный перекресток делать платным ни один специалист не станет.

В мире существуют механизмы «платности» для дорог — road pricing. Они обсуждаются более пятидесяти лет. В десятках городов мира испробовали разные схемы: есть платные зоны, есть платные мосты, есть платные участки скоростных городских дорог. Все это в мире много раз испробовали. О платных перекрестках можно говорить только от незнания материальной части.

Сама по себе «платность» широко используется для того, чтобы привести в баланс асфальт и «железо». Если автомобилей слишком много, надо как-то регулировать спрос на проезд по наиболее загруженным дорогам. Регулировать можно деньгами. Все это в мире испробовано, и рано или поздно это предстоит использовать в крупных российских городах.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *