Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Пособие по уходу за детьми от 1,5 до 3 лет увеличат

Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до трех лет планируется увеличить с 2020 года, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев во время ежегодного отчета в Госдуме о работе правительства.

«Мы считаем правильным рассмотреть вопрос о существенном повышении размера этого пособия, сделать это начиная со следующего года», — сказал он.

По словам Медведева, пособие должно носить адресный характер. «Мои коллеги сейчас готовят предложения, направленные на то, чтобы это пособие носило адресный характер, чтобы его реально получали те, кто в нем безусловно нуждается, чтобы это была весомая добавка в семейный бюджет. В ближайшее время эти предложения будут подготовлены, я обсуждал эту тему с президентом страны», — добавил премьер-министр.

В настоящее время женщины в декрете после достижения ребенком возраста 1,5 лет получают ежемесячную выплату в размере 50 рублей.

Кроме того, председатель правительства отметил, что увеличение засчитываемого в стаж периода декретного отпуска с полутора до трех лет требует дополнительного обсуждения. «По поводу зачета периода по уходу за ребенком в страховые периоды, в стаж, в возрасте ребенка от 1,5 до трех лет. Наверное, и это можно рассмотреть. Мы прикидывали: по-моему, для того, чтобы это сделать, нужно довольно значительные суммы накопить. Не знаю точно, порядка 80 млрд [рублей] — такая цифра фигурировала. Здесь нужно взвесить и финансовый, и социальный аспект этой идеи. Давайте это сделаем», — сказал он.

В конце 2017 года президент России Владимир Путин выдвинул комплекс инициатив по улучшению рождаемости в России. Среди них — введение с 1 января 2018 года ежемесячных выплат при рождении или усыновлении первого ребенка до достижения им полутора лет, продление программы материнского капитала до конца 2021 года, введение дополнительных возможностей использования средств материнского капитала, а также введение ежемесячных выплат из средств материнского капитала на второго ребенка до достижения им полутора лет.

Ранее уже рассматривались два возможных варианта решения этой проблемы (какой из них будет выбран, пока неизвестно):

  • продлить срок выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет, которое выплачивается в размере 40% от заработной платы за два календарных года, предшествующих рождению ребенка;
  • пересмотреть размер печально известной ежемесячной компенсации в отпуске по уходу до 3 лет, которая была установлена президентским указом в 1994 году и с 2001 года выплачивается в размере 50 рублей.

В настоящее время ни один из представленных выше вариантов не получил официального одобрения Правительством. Более того, открытое публичное обсуждение этого вопроса в последние месяцы практически не ведется несмотря на то, что на сентябрь 2018 года в Госдуме было запланировано рассмотрение сразу двух законопроектов (№ 478277-7, № 278518-7), предлагающих свои варианты решения этой проблемы. Их рассмотрение состоялось в октябре 2018 г., но большинством голосов законопроекты были отклонены.

В чем состоит позиция Правительства?

11 апреля 2018 года Дмитрий Медведев выступил в Государственной Думе с докладом о результатах работы Правительства за предыдущие 6 лет, после завершения которого все желающие депутаты могли задать премьер-министру свои вопросы. Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева (депутат от «Единой России») обозначила как важную нерешенную проблему ежемесячное пособие в размере 50 рублей гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

После этого 21 мая глава Минтруда Максим Топилин, выступая в Москве на конференции «Направление 2026», организованной партией «Единая Россия», сообщил, что его министерство планирует до конца 2018 года выполнить поручение премьер-министра о пересмотре пособия на ребенка в возрасте от 1.5 года до 3 лет, которое сейчас выплачивается из средств работодателей: «У нас есть поручение разобраться с пособием в размере 50 рублей. <…> Я думаю, что до конца этого года мы должны это поручение реализовать», — отметил министр труда и соцзащиты населения России в своем выступлении.

Однако до сих пор никаких конкретных предложений по этому вопросу Правительство не озвучивало. Пока не ясно, в каком размере планируется выплачивать новое пособие, будет ли оно «адресным» и кто его будет выплачивать — работодатели, как раньше, либо федеральный или региональный бюджет?

Справедливости ради нужно отметить, что о необходимости замены этого пособия в Правительстве говорят уже несколько лет. Например, еще в 2015 году Максим Топилин сообщал, что Минтруд работает над «адресной» заменой пособия в размере 50 рублей, которые сейчас «несущественны и никому не нужны». При этом отмечалось, что в будущем адресатами аналогичной выплаты должна будет стать ограниченная группа людей, которая действительно нуждается в таком виде дополнительной поддержки. Только в этом случае, отмечали в Минтруде, новая ежемесячная выплата могла бы быть более существенной в своем размере и востребованной.

Пособие на ребенка от 1.5 до 3 лет в 2019 году — принят ли закон?

Пока Правительство до сих пор продолжает «прорабатывать вопрос» замены ежемесячного пособия в размере 50 рублей, различные инициативные группы в Госдуме предлагают свои варианты решения этой проблемы. Одно из наиболее свежих предложений поступило от депутатов фракции «Справедливая Россия» в Международный день защиты детей 1 июня 2018 года.

Законопроект справедливороссов № 478277-7 предлагает внести изменения в основной закон о детских пособиях в России от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ и связанные с ним нормативные акты в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет для всех категорий граждан.

Напомним, сейчас это пособие выплачивается до достижения ребенком 1.5 лет в следующем размере:

Размер пособия в 2018 году Категория получателей Кто выплачивает Срок выплаты
40% от среднего заработка, но не менее 40% от МРОТ (4465,20 рублей с 1 мая 2018 года) граждане, за которых уплачиваются взносы в ФСС (обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) работодатель или ФСС после окончания отпуска по беременности и родам (со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком)
в минимальном фиксированном размере (3142,33 рублей на первого ребенка и 6284,65 на второго без учета районных коэффициентов) неработающие лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию или уволенные в период беременности по причине ликвидации организации (абз. 6 — абз. 8 ст. 13 федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ) органы соцзащиты населения по месту жительства (УСЗН, ОСЗН, ЦСЗН и т.п.) с момента рождения ребенка

Это пособие выплачивается ежемесячно по день достижения ребенком возраста 1.5 года несмотря на то, что отпуск по уходу за ребенком согласно Трудовому кодексу (ТК) РФ предоставляется до 3-летнего возраста. В связи с этим в законопроекте № 478277-7 депутаты от «Справедливой России» отмечают, что внесение предложенных ими изменений приведет в соответствие закон о детских пособиях с положениями ТК РФ о сроках предоставления отпуска по уходу за ребенком (до 3 лет).

Рассмотрение законопроекта в первом чтении изначально планировалось на 26.09.2018 г., однако в этот и последующий день депутаты были заняты более острым вопросом — принимали в окончательном виде закон о повышении пенсионного возраста с 1 января 2019 года. Поэтому инициатива, касающаяся продления детских пособий до 3 лет, рассмотрена не была, и ее обсуждение перенесли на октябрь. 17 октября большинством проголосовавших депутатов законопроект был отклонен.

Отметим, что профильный Комитет по вопросам семьи, женщин и детей представлял свое заключение к проекту, в котором предложил отклонить законопроект, поскольку предлагаемые им изменения «финансово не обеспечены», и принятие закона в таком виде приведет к «нарушению бюджетного баланса и неисполнению государством уже принятых на себя социальных обязательств». Однако при этом отмечается, что проблема эта обсуждается уже много лет и имеет большую социальную значимость.

Необходимо отметить, что подобные законопроекты уже не раз вносились в Госдуму, и все они были отклонены. С большой уверенностью можно сказать, что в текущей ситуации подобный закон может быть принят только в качестве инициативы Правительства или лично Президента России. А пока руководство страны в большей степени пытается решать эту проблему косвенным образом:

  • введением других дополнительных мер поддержки семей с детьми в возрасте до 3 лет (например, ежемесячные выплаты в размере регионального прожиточного минимума на третьего и последующих детейв регионах с низкой рождаемостью);
  • решением проблемы с нехваткой ясельных групп в России, переобучением и занятостью женщин в отпуске по уходу за ребенком, чтобы они могли выйти на работу после достижения ребенком 1,5 лет.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет исходя из принципов адресности и нуждаемости

Еще один законопроект под номером № 278518-7, который вносился на рассмотрение в Госдуму, был представлен еще в октябре 2017 года инициативной группой, которую представляют депутаты С.А. Вострецов («Единая Россия») и С.М. Катасонов (ЛДПР).

Этим законом предлагалось продление ежемесячного пособия по уходу за ребенком на срок до 3 лет (и даже далее до достижения 7 лет) в случае отсутствия места в дошкольной образовательной организации:

  • от 1.5 до 3 лет — при отсутствии места в яслях;
  • от 3 до 7 лет — в случае непредоставления места в детском саду.

В обоих случаях (до 3 и до 7 лет) ежемесячное пособие предлагалось выплачивать в размере 3000 рублей на каждого ребенка при наличии соответствующего документа, подтверждающего отсутствие места в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Этот проект федерального закона также планировалось рассмотреть в первом чтении в сентябре 2018 года, однако из-за большой повестки в сентябре в связи с пенсионной реформой документ не рассматривался. 16 октября депутаты отклонили его.

Между тем, профильный Комитет Госдумы рекомендовал отклонить этот законопроект в первом чтении из-за его существенных недоработок и необходимости значительного бюджетного финансирования, что «негативно отразится на возможности Российской Федерации выполнять свои обязательства перед другими категориями граждан».

В заключении профильного Комитета к этому проекту отмечалось, что во многих регионах России уже предусмотрены дополнительные региональные выплаты на детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, в том числе предоставляемые в возрасте от 1,5 до 3 лет (например, в Самарской области).

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *