Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Законопроект, позволяющий легализовать миллионы гаражей

Россиянам готовят «гаражную амнистию»

В мае в Госдуму планируется внести подготовленный Минэкономразвития законопроект, позволяющий легализовать миллионы гаражей.

В ведомстве отмечают, что главная задача — дать возможность гражданам, не имеющим документов на гаражи, оформить их в собственность и приобрести землю под ними.

Сегодня в Едином государственном реестре юридических лиц находятся почти 37 тысяч гаражно-строительных кооперативов, на кадастровом учете состоят более 5,5 миллиона гаражей.

В то же время не оформленных в установленном порядке гаражей гораздо больше, а в законодательстве вообще отсутствуют понятия «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».

Владельцам гаражей, построенных в советское и постсоветское время, но по разным причинам утратившим разрешительные документы, предлагают дать право узаконить свое недвижимое имущество. Соответствующий законопроект, разработанный Министерством экономического развития, уже в августе будет представлен на рассмотрение Правительства, а в декабре документ планируют внести в Госдуму.

Как пояснили «Парламентской газете» в Минэкономразвития, на территории России находится более 2 млн гаражей, построенных задолго до введения в 2005 году современного градостроительного регулирования. Такие капитальные автохранилища нельзя назвать самовольными постройками, однако оформить их в собственность гражданам мешает правовая неопределенность, так как в действующем законодательстве никак не зафиксирован статус таких объектов.

В проекте федерального закона «О гаражах, о порядке приобретения прав на них» существующий пробел устраняется. Поправки предусматривают системное регулирование деятельности гаражных кооперативов и их членов, вводя соответствующие понятия в правовое поле.

«Положениями законопроекта устанавливается механизм оформления прав граждан на земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, находящиеся у них в пользовании и возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. Определяются основные принципы соотнесения конкретного гаража и гражданина, обратившегося за оформлением прав на него, устанавливается перечень документов, подтверждающих такие обстоятельства», — говорится в ответе министерства на запрос «Парламентской газеты».

С принятием закона владельцы гаражей смогут официально продавать, страховать или закладывать свою недвижимость в ипотеку.

Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов (ЛДПР) напомнил о шквале жалоб из регионов от владельцев снесенных без всякой компенсации капитальных автохранилищ. Депутат считает, что принятие законопроекта и, соответственно, легализация гаражей гарантирует неприкосновенность имущества, а значит, и остановит власти на местах, которые сегодня редко церемонятся при решении земельных вопросов.

В России два миллиона гаражей вне правового поля

Минэкономразвития готовит закон для защиты прав владельцев автохранилищ

В России два миллиона гаражей вне правового поля

Хозяевам гаражей, построенных в советское и постсоветское время, предлагают дать возможность узаконить своё недвижимое имущество. Разработанные Министерством экономического развития поправки определяют порядок регистрации «домов для автомобилей» без современных разрешительных документов и устанавливают необходимый для этого перечень требований. В то же время проект закона исправляет не только прошлые ошибки, но и купирует будущие, вводя комплексное и системное регулирование деятельности гаражных кооперативов и их членов. Уже в августе полезная новация будет представлена на рассмотрение Правительства, в декабре документ планируют внести в Госдуму. «Парламентская газета» выяснила подробности предлагаемых нововведений.

Грядёт гаражная амнистия

По данным Росреестра, на территории России находится более двух миллионов гаражей с туманным прошлым, построенных задолго до введения в 2005 году современного градостроительного регулирования. Такие капитальные автохранилища нельзя назвать самовольными постройками, однако оформить их в собственность гражданам мешает правовая неопределённость.

Как пояснили «Парламентской газете» в Минэкономразвития, большинство таких гаражей построено в советское или постсоветское время в рамках деятельности гаражно-строительных кооперативов, статус которых в действующем законодательстве отсутствует. А если учесть, что во многих случаях документы о предоставлении земельных участков или разрешающих строительство гаражей были утеряны, то можно представить, насколько усложняется процесс купли-продажи таких объектов для их владельцев. Не говоря уже о бесперспективности попыток противостоять сносу гаражей в случае, если муниципалитет захочет забрать землю обратно.

В Минэкономразвития решили, что проще всего общественный запрос на урегулирование непростой ситуации удовлетворит гаражная амнистия. Её механизмы ведомство детально прописало в проекте федерального закона «О гаражах, о порядке приобретения прав на них», который уже в августе будет внесён в Правительство. С принятием закона владельцы гаражей смогут оформить право собственности и полностью распоряжаться своим имуществом: продавать, страховать или закладывать в ипотеку.

«Положениями законопроекта устанавливается механизм оформления прав граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, находящиеся у них в пользовании и возведённые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. Определяются основные принципы соотнесения конкретного гаража и гражданина, обратившегося за оформлением прав на него, устанавливается перечень документов, подтверждающих такие обстоятельства», — говорится в ответе министерства на запрос «Парламентской газеты».

Закон нужен был ещё вчера

Учитывая специфику регионов, законопроектом предусматриваются положения, позволяющие субъектам Федерации самостоятельно определять перечень документов, необходимых для приобретения гражданином прав на земельный участок. При этом поправки не ограничиваются амнистированием ранее построенных гаражей. Они предусматривают ещё и системное регулирование деятельности гаражных кооперативов и членов таких кооперативов, вводя соответствующие понятия в правовое поле.

Отсутствие правовых основ для узаконивания «автомобильных домов» сегодня не только делает невозможным подключение гаража к городским коммуникациям или страховку имущества, но и приводит к более печальным последствиям. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова(«Единая Россия»), к настоящему времени большая часть «спорных гаражей» уже снесена. Законодатель при этом помнит случаи, когда сносили целые кооперативы.

«Поэтому к гаражной амнистии отношусь позитивно. Другое дело, что инициатива запоздала. Многие автовладельцы к настоящему времени уже лишились мест хранения автомобилей. И практика эта началась много лет назад, когда стали сносить гаражные постройки любого вида — от ракушек до капитальных строений. Причём не редко без всякой компенсации», — констатировал депутат.

Лысаков уверен, что в Москве, к примеру, амнистия поможет владельцам автохранилищ, приобретённых в рамках городской программы «Народный гараж», получить права на эти объекты.

В свою очередь, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов (ЛДПР) считает, что принятие законопроекта и, соответственно, легализация гаражей гарантирует неприкосновенность имущества, а значит, и остановит власти на местах, которые сегодня редко церемонятся при решении земельных вопросов. И чем быстрее это случится, тем лучше.

«Шквал недовольства населения, пострадавшего от сноса гаражей, во всех регионах растёт и не обращать на него внимания уже нельзя. Такой закон нужно было принимать ещё вчера», — подчеркнул парламентарий, добавив, что есть опасение, как бы местные власти в преддверии гаражной амнистии не увеличили темпы сноса гаражей на своих территориях.

В этой связи депутат рекомендовал Правительству, не дожидаясь принятия закона, ввести мораторий на снос гаражных построек.

Как получить разрешение на строительство гаража на своём участке

Для получения разрешения на постройку гаража необходимо обратиться в городской департамент архитектуры и строительства.

При себе необходимо иметь следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • справку, подтверждающую право собственности на участок. Если заявление подаёт не собственник, должно быть приложено письменное и заверенное у нотариуса разрешение;
  • техническую документацию на дом, рядом с которым будет находиться гараж;
  • составленную смету, в которой указаны точные параметры постройки.

Без права на гараж

Оформление документов на объекты в составе гаражно-строительных кооперативов (ГСК) — давняя головная боль многих автомобилистов. В законодательстве есть явные пробелы, из-за которых право собственности приходится доказывать в суде и проходить тернистые пути бюрократических процедур: кадастровый учёт, межевание, подготовка технической документации и прочее. Как выяснили сенаторы, около 70 процентов всех гаражей не имели государственной регистрации права собственности. И даже в судебном порядке их владельцам было сложно доказать свои права на эти объекты.

Особенно актуально это для тех, кто владеет боксом в составе ГСК. Единственным документом у них является членская книжка. Но она не даёт права на имущество, то есть, владея гаражом, человек не считается его собственником.

Все проблемы проистекают из-за отсутствия понятия ГСК в законодательстве, пояснил «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин. Кроме того, у самих владельцев нет всех нужных документов. «Многие гаражи выдавались какими-то локальными приказами, и люди не могут восстановить документы на землю», — отметил сенатор.

Ещё одна сложность заключается в том, что в случае с ГСК нужно готовить документы на весь кооператив. Пока их нет, зарегистрировать отдельный бокс в его составе невозможно. «Так что давно нужно провести в этой сфере либерализацию отношений и дать возможность людям, которые долгое время владеют этими гаражами, в упрощённом порядке оформить все документы на них», — считает Шатохин.

Что предлагают сенаторы

Инициатива группы сенаторов предусматривает поправки в Закон «О государственной регистрации недвижимости». Они разрешают поставить на кадастровый учёт отдельный гараж, опуская необходимость такого учёта для всего гаражного комплекса целиком. Это «позволит избежать дополнительных расходов граждан, связанных с необходимостью получения технической документации на всё здание», отмечают авторы в пояснительной записке.

Давно нужно провести в этой сфере либерализацию отношений и дать возможность людям, которые долгое время владеют гаражами, в упрощённом порядке оформить все документы на них.

Также проект закона вводит новую статью, посвящённую регистрации права собственности гаража в составе комплекса. По ней гражданину нужно предъявить два документа: об оплате паевого взноса и о предоставлении ГСК земельного участка от органа власти, который действовал в момент издания документа.

Кто заплатит за снос

По словам Шатохина, упрощённый порядок поможет и в случае, если город решит снести постройки и использовать землю под свои нужды. Ведь если не доказать местным властям право собственности, то и компенсацию получить невозможно.

Прописывать механизмы компенсации в законопроекте нет смысла — это уже урегулировано, подчеркнул сенатор. «Это гражданские отношения: если человек доказывает, что это его имущество, то никаких проблем с компенсацией возникать не должно. Но проблема-то в том, что люди не могут доказать, что это их собственность», — констатировал парламентарий.

Тут нужно сделать небольшое отступление. Земля, на которой стоят кооперативные гаражи, принадлежит городу. ГСК расположен на ней на правах долгосрочной аренды. То есть член кооператива владеет именно гаражом, а не землёй под ним. Город может приступить к сносу гаражей только в случае окончания срока аренды или досрочного его расторжения.

Городские власти имеют право досрочно расторгнуть аренду в одностороннем порядке, если земля понадобилась для государственных и муниципальных нужд. В этом случае владельцам гаражей положена компенсация. Эти и другие условия досрочного расторжения должны быть обязательно прописаны в договоре аренды, подчеркнул член исполкома Гильдии российских адвокатов Юрий Платонов.

«Обычно гаражи из ГСК сносят, если не был заключён договор аренды», — уточнил в комментарии «Парламентской газете» эксперт. Так что, если кооператив получил землю в установленном законом порядке, если заключил договор аренды, то он имеет право возражать против действий города.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *